Главная     Редакция     Архив     6(58)/2008  
 

Конкурсы
СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ «ЗОЛОТОЙ КИСТИ»


Конкурсы
ОГОНЬ, ВОДА И... ЗОЛОТОЕ ПЕРО


Конкурсы
РОДНИКОВЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР


Выставки
«МОСКОВСКАЯ СЕМЬЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»


Год семьи
ДИНАСТИЯ


Наше наследие
ДАНЬ ПАМЯТИ ГАЛИНЕ УЛАНОВОЙ


Наше наследие
ПАМЯТНЫЕ МЕСТА МОСКОВСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА


Фестивали
«ВЕСНА В РОССИИ»


Очаги культуры
ЖИВОЕ СЛОВО НА «СКЛАДСКОЙ» ОКРАИНЕ


Очаги культуры
ЮНЫЕ НОТКИ НОВОГО ВЕКА


Театр
МИССИЯ РУССКОГО АКТЁРА


Театр
МОСТ В БУДУЩЕЕ


Культ личностей
АНАТОЛИЙ КРОЛЛ: «НАКОНЕЦ-ТО ДЖАЗ У НАС В ПОЧЁТЕ!»


Возрождение традиций
К ЯРУ, НА СИНЕМ ТРОЛЛЕЙБУСЕ



АНАТОЛИЙ КРОЛЛ: "НАКОНЕЦ-ТО ДЖАЗ У НАС В ПОЧЁТЕ!"

Михаил ТРОФИМОВ

Лишний раз представлять любителям музыки Анатолия Кролла, народного артиста России, легендарного отечественного джазмена, пианиста и дирижёра, замечательного композитора и аранжировщика, пожалуй, не имеет смысла. Его имя хорошо знакомо и всем любителям кино: его музыку, нередко в собственном исполнении, можно услышать во многих фильмах: "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх", "Американская дочь", "День полнолуния"...

Сам Анатолий Ошерович Кролл не любит говорить о своих заслугах, считая, что лучшей характеристикой для музыканта является не список званий, а вклад в искусство. Но всё же не рассказать о нём нельзя. Помимо вышеперечисленных ипостасей, послужной список Музыканта с большой буквы можно дополнить целым рядом почётных и ответственных регалий: председатель творческой комиссии джазовой музыки Союза композиторов, академик Российской академии киноискусства, профессор, доктор искусств Международной академии наук... А ещё - организатор многочисленных джазовых фестивалей, продюсер, ставящий во главу угла не извлечение сиюминутной прибыли, а просветительскую деятельность, популяризацию джаза на всём постсоветском пространстве. Каждый год для джазовых ценителей Кролл предлагает что-нибудь оригинальное.
     В августе прошлого года музыкант был удостоен премии Москвы в области литературы и искусства, а недавно свершилось ещё одно знаменательное событие: президент России Владимир Путин "за большой вклад в развитие отечественного искусства" наградил группу деятелей культуры РФ, в числе которой ордена Почёта был удостоен Анатолий Кролл. Казалось бы, можно уже почивать на лаврах. А он создаёт всё новые творческие программы, проводит разнообразные фестивали и неустанно пишет музыку для небольших ансамблей, для оркестров, для кино. Свою судьбу маэстро Кролл считает счастливой, потому что это действительно счастье -жить, занимаясь любимым делом и за счёт любимого дела. И приносить радость другим. Недаром отчество музыканта происходит от древнееврейского слова "ошер", что в переводе означает "счастье".
     - Анатолий Ошерович, примите самые сердечные поздравления с высокой наградой. Каково Вам в новой роли?
     А.Кролл: Ощущаю радость и волнение. Я очень рад, что сегодня наконец-то джаз у нас в почёте! Впервые в жизни я увидел в официальном документе слово "джаз". Для меня дороже всего то, что сегодня устами высшего должностного лица может быть произнесено это слово, которое, как мы знаем, в прежние времена произносилось совсем с другим подтекстом. Я, конечно, с удвоенной, утроенной энергией буду продолжать делать то, чем занимался до сих пор. Тем более что планов на будущее множество, причем не только в музыке, но и во вспомогательной работе на неё - в административной, продюсерской областях...
     - Что заставило Вас, человека и без того загруженного, заняться продюсерской деятельностью?
     - Чувство, что ещё многое способен сделать как просветитель - для пропаганды, для интеграции отечественного джаза в мировое музыкальное пространство, во имя памяти коллег. К примеру, в московском зале ЦДРИ мы собирали вечер "Российский джаз - великие имена", посвященный памяти недавно ушедших джазистов - учителей, друзей. Кроме того, на протяжении уже нескольких лет мы проводим фестиваль "Российские звёзды мирового джаза", призванный воссоединить на сцене лучшие силы джазменов, наших соотечественников - вне зависимости от их сегодняшнего местожительства. К примеру, в нынешнем году он пройдёт под трилогией: "Лучший джаз России: от Москвы до самых до окраин", "Русский джаз Земли Обетованной" и "Джаз русской Америки".
     - А будет ли представлен на фестивале кто-нибудь из не русскоязычных иностранцев?
     - Только в составе бывших соотечественников. Ведь задача фестиваля - показать именно русскую составляющую в контексте мирового джаза. Мы можем боготворить кого угодно, но нельзя допустить, чтобы на нашем джазовом искусстве продолжала лежать печать вторичности.
     - Чем ещё Вы планируете порадовать любителей джаза?
     - Конечно, регулярными сезонными карнавалами джаза в Политехническом музее. Каждый из них имеет своё название и свой, если угодно, климат - весенний, осенний, зимний. Не существует только летнего карнавала, ведь лето - сезон отпусков. Ещё один, в прямом смысле грандиозный проект - Парад грандов джазового рояля. Это будет уникальное пиано-шоу.
     - Залог успеха подобных мероприятий - мощная информационная поддержка...
     - Безусловно. Здесь я хочу подчеркнуть роль радиостанции "Эхо Москвы" - нашего давнего информационного партнёра и друга. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить и уважаемый мною журнал "Человек. Культура. Город" за живой интерес как к моей скромной персоне (Улыбается.), так и в целом к направлению, которое я представляю - к джазу.
     - Откуда явился миру музыкант Анатолий Кролл?
     - С Урала. Вообще-то родители мои родом из Белоруссии, на Урале наша семья оказалась в военные годы, и на свет я появился в Челябинске. Уральские города всегда славились не только промышленными традициями, но и очень богатым научным, интеллектуальным потенциалом. И хотя в жизни мне пришлось изрядно поколесить по стране, считаю, что музыкальные задатки мне удалось проявить и развить именно там, в Челябинске.
     Будучи студентами Челябинского музыкального училища, мы с друзьями начали играть музыку, скажем так, необычную для советской действительности. Сначала было увлечение совершенно безобидным французским шансоном, после - классическим джазом, традиционным для "них" и совершенно новым для нас. Я учился на последнем курсе и уже работал в Челябинской областной филармонии, когда в наш город на гастроли приехал ульяновский ансамбль, созданный в честь 90-летия со дня рождения Ленина. Музыканты ансамбля предложили мне попробовать силы в их коллективе. Официально этот коллектив джазовым не считался, но ребята-музыканты, среди которых, кстати, было немало москвичей и ленинградцев, были близки мне по духу и по энтузиазму.
     После Ульяновска, примерно через год, меня пригласили работать в Ташкент в качестве дирижёра и музыкального руководителя Государственного эстрадного оркестра Узбекской ССР. В свои 17 лет я становился самым молодым в истории страны дирижёром, руководителем оркестра! Однако мой возраст создавал и некоторые трудности в общении с музыкантами оркестра. Многие были значительно старше меня. Но основная сложность заключалась в том, что исполнять мы должны были только узбекскую народную музыку, специфика которой не столько в национальном колорите мелодий, сколько в том, что она не предполагает многоголосья, только унисон. В джазе же, наоборот, богатая полифоническая палитра.
     Однажды я попытался сделать оркестровку национальной песни в джазовой интерпретации, но из этого ничего хорошего не вышло: меня объявили чуть ли не хулиганом от культуры. Вскоре после гастролей в Ленинграде я принял твёрдое решение покинуть этот коллектив.
     - К тому времени Вы уже нашли для себя что-то более подходящее?
     - В том-то и дело, что не нашёл! Сначала мне было предложено возглавить оркестр в Белоруссии, но после моего предварительного согласия со мной связались чиновники из Минска и сообщили, что ЦК Компартии БССР "категорически против назначения товарища Кролла А.О. на должность дирижёра оркестра". Причина? Банальная: "пропаганда джаза как явления, чуждого советской действительности".
     - Странновато, ведь в советские годы джаз в стране всё-таки существовал - возьмите Утёсова, Цфасмана...
     - Дело в том, что под словом "джаз" в довоенное советское время понималось всё, что не укладывалось в рамки представлений о культуре социалистического реализма. Леонид Осипович Утёсов ведь не был ни композитором, ни дирижёром, но его талант певца и комедийного актёра, удивительная природная музыкальность и творческое чутьё помогли ему занять вакантную нишу "джазового артиста". А вот Александр Наумович Цфасман - это совсем другое явление. Он был блистательным композитором, пианистом и аранжировщиком. И это просто счастливый парадокс, что ему удалось что-то сделать в те годы в стране.
     В том, что на мою кандидатуру тогда пришёл отказ, не было ничего удивительного. Хрущёв, управлявший в те годы страной, вообще был ярым противником всего западного. В общем, с одного места я ушёл, в другое не перевёлся...
     Пристанище нашёл я в оркестре Тульской филармонии. Тот период, честно говоря, я считаю одним из определяющих в моей жизни. С людьми, с которыми меня свела работа и жизнь в то время, я сохранил не только профессиональные, но и человеческие отношения. Но, к сожалению, ничто не вечно. Со временем остановился в своём развитии и тульский оркестр. Через несколько лет мне предлагают возглавить джаз-оркестр в Москве вместо Эдди Игнатьевича Рознера, и я соглашаюсь.
     Реальный коллектив пришлось создавать практически заново. И, похоже, мне это удалось. Когда сложилась сыгранная команда, руководство Росконцерта, видимо, побоявшись называть оркестр моим именем, окрестило его "Современником". Из него вышли в "большое плавание" многие замечательные исполнители: тогда ещё совсем молодой Юра Антонов, сестры Зайцевы, неповторимая Ларочка Долина.
     После распада "Современника" последовало предложение от мощной в то время коммерческой структуры - Международного коммерческого союза - создать беспрецедентный джазовый оркестр "МКС Биг-Бэнд Анатолия Кролла". Не раздумывая я принял его. Оркестр просуществовал пять с половиной лет, но, к сожалению, проект был "похоронен", как только распалась эта структура.
     Сейчас работаю в созданном мной квартете джазово-импровизационной музыки "Мы из Джаза", который состоит из молодых и очень ярких инструменталистов-солистов. В своей работе я вообще всегда опирался на молодёжь. Название квартета нам подсказал одноимённый фильм моего друга - кинорежиссёра Карена Шахназарова. Но если в фильме джаз - лишь форма общения героев-единомышленников, то в нашем квартете происходит аккумуляция моего творческого опыта. У меня больше возможности чаще появляться на публике за роялем, ведь в моей пианистической деятельности был некоторый перерыв. Кроме этого, я периодически читаю лекции во ВГИКе о музыке в кино, преподаю в Российской музыкальной академии имени Гнесиных. Много времени уходит на работу в общественных организациях, меня часто приглашают в состав жюри на различные музыкальные конкурсы и фестивали.
     - Вы скромно молчите о работе в кино...
     - Тогда "скромно" вам отвечу: этих фильмов слишком много, чтобы все перечислить.