Главная     Редакция     Архив     6(58)/2008  
 

Конкурсы
СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ «ЗОЛОТОЙ КИСТИ»


Конкурсы
ОГОНЬ, ВОДА И... ЗОЛОТОЕ ПЕРО


Конкурсы
РОДНИКОВЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР


Выставки
«МОСКОВСКАЯ СЕМЬЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»


Год семьи
ДИНАСТИЯ


Наше наследие
ДАНЬ ПАМЯТИ ГАЛИНЕ УЛАНОВОЙ


Наше наследие
ПАМЯТНЫЕ МЕСТА МОСКОВСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА


Фестивали
«ВЕСНА В РОССИИ»


Очаги культуры
ЖИВОЕ СЛОВО НА «СКЛАДСКОЙ» ОКРАИНЕ


Очаги культуры
ЮНЫЕ НОТКИ НОВОГО ВЕКА


Театр
МИССИЯ РУССКОГО АКТЁРА


Театр
МОСТ В БУДУЩЕЕ


Культ личностей
АНАТОЛИЙ КРОЛЛ: «НАКОНЕЦ-ТО ДЖАЗ У НАС В ПОЧЁТЕ!»


Возрождение традиций
К ЯРУ, НА СИНЕМ ТРОЛЛЕЙБУСЕ



ПАМЯТНЫЕ МЕСТА МОСКОВСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА

Елена ПОЛЯКОВА

В этом разделе нашего журнала на исторических примерах и фактах будет показано, что любой район древней российской столицы представляет огромный интерес для всех, кто стремится полнее и глубже узнать Москву.

С каждой московской дорогой связано много исторических воспоминаний, но одна из них - современное Ярославское шоссе - особенная, она древнее всех.
     Первоначально дорога называлась Владимирской, так как Москва в первый век своего существования была окраинным городком Владимирского княжества, а дорога вела в его столицу. Особенно многолюдными были первые 70 вёрст от Москвы до Свято-Троицкого монастыря, основанного в XIV веке преподобным Сергием Радонежским - особо почитаемым русским святым. Туда шли богомольцы со всей Руси, поскольку паломничество к Троице имело для русского человека большое духовное и нравственное значение. С тех лет за дорогой укрепилось название Троицкой.
     Начало паломничеству, как известно, положил князь Дмитрий Донской, ездивший по этой дороге к Сергию Радонежскому перед Куликовской битвой за благословением. В дальнейшем царские выезды в лавру приобрели сложный ритуал и красочные обычаи.
     Если ехать по Ярославскому шоссе через Ростокинский мост над Яузой, справа от шоссе предстаёт словно сошедший со старинных гравюр белокаменный, многопролётный, стоящий на стройных арках древнеримский акведук. Предание гласит, что в одну из своих поездок в Троицкую лавру на богомолье Екатерина II, остановясь в Мытищах, испила воду из ключей, и эта вода ей так понравилась своей чистотой и вкусом, что она повелела провести её в Москву.
     Однако на самом деле эта история выглядит гораздо прозаичнее. В 1767 году Екатерина II, переживавшая тогда пик своих либеральных увлечений, созвала в Москве Комиссию об Уложении для разработки нового законодательства страны. В Комиссию вошли выборные от всех сословий всех областей России, привезшие наказы своих избирателей. В наказе москвичей в числе прочего затрагивалась проблема водоснабжения города. В нём говорилось, что жители терпят великую нужду "в необходимой к пропитанию человеческому чистой воде" и поэтому просят найти "в удобных местах хорошую воду", а также "накрепко запретить и неослабно наблюдать, чтобы в Москву-реку и в прочие сквозь город текущие воды никакого сору и хламу никто не бросал и на лёд нечистот не вывозил".
     Екатерина II поручила произвести необходимые расчёты и представить проект Мытищинского самотёчного водопровода. В следующем году началось его строительство. Водопровод представлял собой грандиозное по тому времени сооружение. Его строительство обошлось в огромную для тех лет сумму -1 млн. 648 тыс. рублей, поэтому в народе его стали называть Миллионный мост. Так Москва получила действительно чистую мытищинскую воду. В течение XIX - XX веков Мытищинский водопровод неоднократно модернизировался, верой-правдой он служит и сейчас, но обслуживает лишь ближайшие окрестности Мытищ.
     Древние дороги, сколько бы веков и бурь ни пронеслось над ними, сохраняют память о былом: то мы видим древний храм, леса и перелески, то слышим не очень понятное имя речки или селения.
     Огромные лесные массивы в пойме Яузы уже 400 лет назад были объявлены "государевой заповедной рощей", позднее получившей название Лосиного острова, и с тех пор статус их не изменялся.
     Самое древнее село в этих местах - Свиблово. Интересно происхождение этого названия. "Свиблым" или "свибивым" в Древней Руси называли человека, который невнятно говорил.
     Такое прозвище имел ближний боярин Дмитрия Донского Фёдор Андреевич, но не этим физическим недостатком он запомнился современникам. Боярин Фёдор Свибло был заметной исторической личностью, ведущей свой род от легендарного Ратша, "мужа честна". К этому же роду принадлежал и А.С.Пушкин, который о своём прародителе писал: "Мой предок Ратша мышцей бранной святому Невскому служил".
     Фёдор Андреевич принимал большое участие в возведении при Дмитрии Донском каменных стен московского Кремля, и одна из его башен - угловая при устье Неглинной - получила название Свибловой (ныне Водовзводная).
     В начале XVIII века Свиблово перешло к родственнику царя Петра I Кириллу Алексеевичу Нарышкину, развернувшему в своём новом владении большое строительство и ставшему родоначальником весьма известного архитектурного стиля - "нарышкинского барокко".
     Именно такой дошла до нас возведённая в Свиблове каменная Троицкая церковь с приделом великомученика Георгия и колокольней. Интересно, что в этом деле принимали участие и пленённые в ходе Северной войны шведы.
     Знаменитый русский историк и писатель Н.М.Карамзин 3 года подряд проводил лето в Свиблове, снимая, по его словам, "прекрасный сельский домик в прекрасных местах". Здесь он написал повесть "Марфа-посадница, или Покорение Новгорода" и приступил к "Истории государства Российского".
     В 1823 году Свиблово выкупил купец 1-й гильдии П.И.Кожевников. В нём он завёл суконное дело, устроил фабрику, для которой выписал из Англии самое лучшее оборудование. Производство считалось образцовым - не случайно император Александр I посетил его, остался доволен организацией дела и наградил хозяина орденом Святой Анны.
     Не менее интересна история села Медведково. В XV-XVI веках его окружали лесные дебри. Именно таким описал село А.К.Толстой в первых главах романа "Князь Серебряный", где рассказывается о схватке князя с опричниками.
     В литературе встречаются утверждения, что название села связано именно с лесами, изобиловавшими медведями. Но более вероятно его происхождение от прозвища первого владельца - князя Василия Фёдоровича Пожарского, которого называли Медведем. Затем село находилось во владении Дмитрия Михайловича Пожарского - воеводы общенародного ополчения, освободившего в 1612 году Москву от польско-литовских захватчиков.
     Интересно отметить, что Медведково было дорого князю не только как родовое гнездо, но и как памятная веха в его собственной биографии. Напомним, что в марте 1611 года первое русское ополчение предприняло попытку освободить Москву от интервентов. Жаркий бой разгорелся на улицах, ведущих к Кремлю. На Сретенке героически сражался отряд под командованием князя Дмитрия Пожарского. Но силы были слишком неравны: вооружённой до зубов профессиональной армии оккупантов противостояли небольшие отряды русских воинов и фактически безоружные московские жители. Отряд Пожарского понёс тяжёлые потери, сам князь "изнемогши от великих ран, паде на землю". Его вывезли из Москвы в родительскую вотчину Медведково, а оттуда - в Троице-Сергиев монастырь, под защиту его стен, которые поляки безуспешно осаждали в течение 2-х лет, но так и не смогли взять.
     Полтора года спустя Пожарский вернулся в Москву во главе второго народного ополчения, собранного под руководством К.Минина в Нижнем Новгороде. Символично, что путь русских воинов проходил через Медведково, возле него была последняя стоянка ополчения перед вступлением в Москву.
     Перед решающим сражением Пожарский просил помощи и защиты у Богородицы - покровительницы земли русской и дал обет построить во имя Её каменный храм, что и выполнил. Храм Покрова Пресвятой Богородицы был возведён при жизни Дмитрия Михайловича в начале 1630-х годов. Это памятник воинской славы, символ победы над иностранными захватчиками, ему присуще определённое сходство со знаменитым Покровским собором (храмом Василия Блаженного) на Красной площади.
     Последним в роду Пожарских владельцем Медведкова был Юрий, внук князя Дмитрия Михайловича, не оставивший после себя наследников. Имение отошло в казну. Правительница Софья пожаловала его и ряд окрестных деревень своему фавориту князю Василию Васильевичу Голицыну. Он владел Медведковым совсем недолго - около 2-х лет. С падением правления Софьи опала настигла и её любимца. Указом Петра I В.В.Голицын и его старший сын были лишены всех чинов, владений и отправлены в ссылку.
     После Голицына Медведково принадлежало родственникам царя Петра I Нарышкиным, а в начале XIX века было распродано по частям А.Р.Сунгурову и Н.М.Гусятникову, которые, к слову сказать, были потомками крепостных крестьян Голицыных. Москвичи среднего достатка снимали в этих местах под дачи крестьянские избы. Здесь жили художники К.А.Коровин и М.А.Врубель, поэт В.Я.Брюсов.
     Не менее заметные исторические события связаны с селом Алексеевским, до середины XVII века Копытовым, получившим такое название от протекавшего неподалёку притока Яузы - Копытовки.
     Первым владельцем Копытова по "государевой грамоте" 1621 года стал князь Д.Т.Трубецкой. Имя его в полной мере должно быть возвращено отечественной истории. Дмитрия Тимофеевича можно по праву назвать героем освободительной борьбы против польско-литовского нашествия, особенно проявился его воинский талант в боях за освобождение Москвы от захватчиков. От изгнания поляков и до избрания нового царя Михаила Фёдоровича Романова в 1613 году он фактически стоял во главе страны, и государственные грамоты тогда писались так: "Ныне меж себя мы, Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский, по челобитью и по приговору всех чинов людей, стали во одиночестве и укрепились, что нам да выборному человеку Кузьме Минину Московского государства доступать и Российскому государству во всём добра хотеть безо всякой хитрости".
     По указанию царя Алексея Михайловича в селе был заложен 5-главый храм, освящённый в 1680 году. Церковь сохранила до настоящего времени свой первоначальный облик. Главной её святыней является древняя чудотворная икона - Тихвинская икона Богоматери. Внутри храма сохранились 2 комнаты царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, в которых они молились по пути в Троице-Сергиеву лавру. В 1812 году французы разграбили храм и устроили в нём склад и конюшню. По распоряжению Александра I церковь была восстановлена.
     Другой достопримечательностью села Алексеевского является путевой дворец царя Алексея Михайловича. В 1830-е годы в этом селе и ближайших деревнях стали появляться небольшие фабрики, преимущественно текстильные и красильные. Начавшийся во второй половине XIX века дачный бум захватил и местность вдоль Ярославского шоссе, но село Алексеевское никогда не входило в число популярных дачных мест. В начале XX века оно вошло в черту Москвы.
     Интереснейшим историческим памятником служит известное всем Останкино. В 1678 - 1683 годах каменных дел мастер крепостной П.С.Потехин построил здесь каменную церковь во имя Святой Троицы, самое старое сооружение Останкина. Высокая, стройная и нарядная, церковь эта вошла в историю русского искусства как ярчайшее произведение московского зодчества последней четверти XVII века. Долгое время здесь хранился деревянный резной складень, который брал с собой в походы фельдмаршал Б.П.Шереметев.
     Основной период формирования дворцового ансамбля в Останкине наступает в конце 1780-х годов, когда усадьбу наследует Николай Петрович Шереметев, сосредоточивший в своих руках несметные богатства. Он был владельцем 210 тыс. крепостных крестьян, его имения находились в 17 губерниях Российской Империи. Но в отличие от деда и отца его не увлекала ни военная, ни чиновничья карьера, всё свободное время он посвящал музыке, театру, изобразительному искусству. Хозяин имения был прекрасно образован, он поддерживал творческие связи с самыми известными деятелями отечественного и западного искусства, много путешествовал. В Кускове и Останкине он отбирал самых способных крестьянских детей для занятий искусством, обучал их пению, танцам, создал актёрскую труппу.
     Увлечённый театральным искусством граф решает построить в Кускове специально оборудованный дворец-театр. Но вскоре предпочёл ему Останкино из-за замечательной крепостной актрисы, впоследствии его жены П.И.Ковалёвой-Жемчуговой, которую очень любил и хотел избавить от лишних унижений, так как в Кускове "всё напоминало о её скромном происхождении и прежней жизни". К проектированию новой останкинской резиденции граф привлёк лучшие художественные силы, но при этом главные решения принимал сам. Останкино проектировалось в духе нового художественного направления - классицизма с его ориентацией на идеалы гражданственности и просвещения.
     Основная работа по строительству дворца была выполнена крепостным архитектором П.И.Аргуновым - талантливым учеником В.И.Баженова. Консультировали проект известные московские зодчие Бланк, Старов, Кваренги. Дворец и парк спланированы строго симметрично по отношению к ведущей композиционной оси всего ансамбля, которая проходит через парадные ворота и вход во дворец, продолжаясь затем по центральной парковой аллее.
     Внутри дворец представляет собой неповторимое зрелище. Здесь всё сделано крепостными мастерами. Пройдя через руки талантливых резчиков и позолотчиков, обычное дерево превращалось в камень, бронзу и даже стекло. В залах дворца собраны уникальные произведения живописи и скульптуры западноевропейских мастеров, картины крепостных художников Аргуновых, редкие гравюры, изделия из хрусталя и фарфора.
     Центральное место во дворце занимает театр. Размерами, роскошью постановок и совершенством техники сцены он не уступал в своё время лучшим театрам Европы. Зал был сравнительно небольшим, он вмещал 250 зрителей при 200 и более крепостных актёрах, участвовавших в представлении. Открытие театра состоялось в июле 1795 года, когда в присутствии ветеранов русско-турецкой войны был дан спектакль "Зелмира и Смелон, или Взятие Измаила", посвященный победе доблестных войск А.В.Суворова.
     
     Таковы некоторые факты, связанные с северо-востоком Москвы. В них, как в зеркале, отразились значительные этапы нашей многовековой истории. Не менее поучительна и послереволюционная, современная история этих мест. Но о том, как и о других районах столицы, сохранивших наше историческое наследие, - в следующих номерах журнала.