Главная     Редакция     Архив     5(33)/2006  
 

День победы
(ПОБЕДИВШИЕ СМЕРТЬ И ВОИНУ)

Память
(ЕСТЬ ТАКАЯ УЛИЦА...)

Конкурс
(ПЕСНЯ ПОМОГАЕТ ЖИТЬ)

Молодежная культура
(«ВСЕГДА ВЕЛИКАЯ РОССИЯ»)

Фестиваль
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА)

Очаг культуры
(АДРЕС КУЛЬТУРЫ - "ДОМ ГОГОЛЯ")

Конференция
(Н.А.БЕРДЯЕВ В "ДОМЕ А.Ф.ЛОСЕВА")

Конкурс
(ЧТО НАПИСАНО ЗОЛОТЫМ ПЕРОМ…)

Культ личностей
(ВЛАДИМИР ЛЕБЕДЕВ: «О РОДИНЕ, О ЧЕСТИ, О ДРУЗЬЯХ...»)

Рядом с нами
(О «ВЕРЕ» С НАДЕЖДОЙ И ЛЮБОВЬЮ)

Проект
(К ШТЫКУ ПРИРАВНЕННАЯ КИСТЬ)

Гость редакции
("КУЛЬТУРА ВСЕГДА БЫЛА ОТВЕТСТВЕННЫМ, ОБЩЕЗНАЧИМЫМ ДЕЛОМ...")

Театр
(ЖИВОЙ ПРОКОФЬЕВ)

Фестиваль
(ЗАКРЫТИЕ 3-ГО ФЕСТИВАЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В МОСКВЕ)

Культ личностей
(ХУДОЖНИК И ПАТРИОТ)

Музеи
(«ЧТОБ НЕ РАСПАЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЁН...»)

Выставка
(«РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ» НА КРЫМСКОМ ВАЛУ)

X ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР

ХУДОЖНИК И ПАТРИОТ

Ольга МАРЬЯНОВСКЛЯ

Анатолий Андреевич Бичуков, народный художник России, академик, вице-президент Российской академии художеств, - выдающийся скульптор и патриот своей страны.

А.А.Бичуков - автор знаковых для Москвы памятников: Сергею Есенину на Тверском бульваре, "Благодарная Россия - солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга" (Святой Георгий на Трубной площади), "Защитникам земли Российской" на Поклонной горе, "Воинам внутренних войск" в Лефортове. Эти работы принесли Анатолию Андреевичу широкую известность. Можно смело сказать, что всё его творчество посвящено России. В недавно вышедшей монографии в связи с его юбилеем он пишет: "Искусство должно быть человечным и нравственным, служить Отечеству своему - это ведь тоже нравственность. Любовь к Родине и любовь к матери - явления очень похожие. И если это не заложено в человеке, то непонятно, для чего он существует? Если искусство не нравственное, оно не нужно никому. Это не искусство".
      Увековечивать и прославлять историю России, её героев, деятелей российской культуры и науки стало главной целью творчества скульптора. Созданные им памятники А.С.Пушкину установлены в разных странах мира: Чили (Сантьяго), Мексике (Мехико), Казахстане (Алма-Ата). А.А.Бичуков - автор прекрасного памятника Сергею Есенину на его могиле на Ваганьковском кладбище в Москве и фигуры поэта, находящейся в Мемориально-литературном музее в селе Константиново Рязанской области - родине Есенина. Итогом многолетней работы над образом любимого поэта стал знаменитый памятник на Тверском бульваре. В Ульяновске недавно установлен памятник великому русскому художнику Аркадию Александровичу Пластову, воспевшему красоту родной природы и жизни простого сельского человека.
      Представительский кабинет Президента России в Кремле украшают скульптуры российских императоров: Петра I, Екатерины II, Николая I, Александра II, работы А.А.Бичукова. Они очень убедительны, исторически достоверны, выполнены с высочайшим мастерством, передают не только портретное сходство, но и дух своего времени. Искусство портрета всегда занимало важное место в творчестве Анатолия Андреевича, им создано множество замечательных образов своих современников и исторических лиц. Екатерининский зал Московского Кремля так же украшен произведениями скульптора, двумя аллегорическими статуями "Россия" и "Правосудие". Их классическая красота - выражение незыблемости России. Анатолий Андреевич говорит: "История Отечества - вот что волнует меня в последние годы. Патриотическая тема, воплощённая в художественных образах, воспитывает в обществе чувство гордости за своё Отечество".
      Важное место в творчестве скульптора занимает героическая, военная тема. Это не случайно, ведь А.А.Бичуков много лет возглавляет Студию художников имени В.В.Верещагина МВД России. Художники студии во главе с руководителем отражают в своих работах историю правоохранительных органов России и подвиги воинов.
      Символической заставой на Кутузовском проспекте в Москве стал памятник "Защитникам земли Российской" на Поклонной горе. Он олицетворяет преемственность поколений защитников нашей Родины: воина Древней Руси с мечом в руках, солдата Отечественной войны с Наполеоном 1812 года и героя Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Памятник "Воинам внутренних войск, погибшим в горячих точках за единую Россию" в Лефортове стал данью памяти всем - от рядового до генерала, сложившим головы при исполнении своего долга перед Родиной. Фигура скорбящей женщины у стелы с портретами воинов - это и сама Россия, и образ всех матерей, оплакивающих сыновей, и образ Пресвятой Богородицы. Камни у подножия памятника привезены с мест сражений. Монумент "Благодарная Россия - солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга" на Трубной площади в Москве создан в лучших традициях мемориальной скульптуры. Рельеф в основании памятника изображает Родину в образе матери, склонившейся над телом погибшего сына. Строгую и величественную триумфальную колонну венчает стройная статуя святого Георгия Победоносца, поражающего копьём символ зла - дракона. Скульптор рассказывает, что продумал расположение и движение рук статуи так, чтобы луч солнца скользил по руке святого и копью, как божественная небесная молния, которая поражает и сжигает зло. Уменьшенная статуэтка святого Георгия стала эмблемой Московского кинофестиваля.
      А.А.Бичуков считает, что русскому человеку нельзя жить без православия и наша важнейшая задача - возрождение и укрепление веры. Он принимал активное участие в создании архитектурного проекта храма в честь иконы Казанской Божией матери у здания МВД на Житной улице в Москве. Он же - автор скульптуры ангела-хранителя на фасаде храма. На территории Московского государственного академического художественного института им.В.И.Сурикова, ректором которого он является, ведёт строительство часовни-храма в честь святых мучеников Фрола и Лавра мастеров-каменотёсов. Приобщение студентов института, молодых художников к православной вере верный залог высокой нравственности будущего русской культуры и искусства.
      Нелёгкое для много и плодотворно работающего художника это бремя административной руководящей работы на посту ректора МГАХИ и вице-президента Российской академии художеств. Но Анатолий Андреевич самоотверженно посвящает своё творческое время и силы воспитанию молодого поколения художников, сохранению замечательных традиций отечественного искусства. Сейчас это особенно важно, поскольку очень легко разрушить в угоду приходящей моде и навсегда потерять прекрасную школу, создаваемую из поколения в поколение великими русскими художниками и педагогами. Живые традиции не мешают и не сдерживают поисков студентов, их стремлений к самовыражению, но необходимая система знаний и профессиональных навыков поможет им в дальнейшем глубже раскрыть свою индивидуальность. По долгу службы Анатолию Андреевичу приходится решать не только творческие, но и многие практические задачи: впервые за долгие годы в МГАХИ им. В.И.Сурикова был сделан прекрасный ремонт, создаются все возможные условия для учёбы и творчества студентов.
      Не много в наше время найдётся людей, способных быть и художником, и ответственным руководителем - гражданином и патриотом своей страны, своего дела. А.А.Бичуков - именно такой человек. В книге о своём творчестве он пишет: "Россия - страна великой культуры, она должна сама эволюционно развиваться благодаря колоссальному внутреннему творческому потенциалу, накопленному веками", "Но мы порою цену нашему искусству не знаем, живём или прошлым, или будущим, не замечая настоящего. В этом - ущербность русской культуры: себя недооцениваем, себя не уважаем, себя не бережём. А у нас достаточно хороших актёров, писателей, художников, мы их должны поддерживать и не позволять размывать наши ценности".