Главная     Редакция     Архив     5(33)/2006  
 

День победы
(ПОБЕДИВШИЕ СМЕРТЬ И ВОИНУ)

Память
(ЕСТЬ ТАКАЯ УЛИЦА...)

Конкурс
(ПЕСНЯ ПОМОГАЕТ ЖИТЬ)

Молодежная культура
(«ВСЕГДА ВЕЛИКАЯ РОССИЯ»)

Фестиваль
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА)

Очаг культуры
(АДРЕС КУЛЬТУРЫ - "ДОМ ГОГОЛЯ")

Конференция
(Н.А.БЕРДЯЕВ В "ДОМЕ А.Ф.ЛОСЕВА")

Конкурс
(ЧТО НАПИСАНО ЗОЛОТЫМ ПЕРОМ…)

Культ личностей
(ВЛАДИМИР ЛЕБЕДЕВ: «О РОДИНЕ, О ЧЕСТИ, О ДРУЗЬЯХ...»)

Рядом с нами
(О «ВЕРЕ» С НАДЕЖДОЙ И ЛЮБОВЬЮ)

Проект
(К ШТЫКУ ПРИРАВНЕННАЯ КИСТЬ)

Гость редакции
("КУЛЬТУРА ВСЕГДА БЫЛА ОТВЕТСТВЕННЫМ, ОБЩЕЗНАЧИМЫМ ДЕЛОМ...")

Театр
(ЖИВОЙ ПРОКОФЬЕВ)

Фестиваль
(ЗАКРЫТИЕ 3-ГО ФЕСТИВАЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В МОСКВЕ)

Культ личностей
(ХУДОЖНИК И ПАТРИОТ)

Музеи
(«ЧТОБ НЕ РАСПАЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЁН...»)

Выставка
(«РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ» НА КРЫМСКОМ ВАЛУ)

X ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР

ЧТО НАПИСАНО ЗОЛОТЫМ ПЕРОМ…

Фёдор ЧЕРЕПАНОВ

III Московский международный конкурс поэзии "Золотое перо" - сегодня уже история. Его итоги озвучены, награды вручены. И вот теперь, когда, прошумев, его волна улеглась, настало время осмыслить само это явление - современный поэтический конкурс; настало время поразмышлять над стихами победителей, оставленными нам сей прошумевшей волной, словно выброшенные на берег жемчужины.

Напомним читателю, что в 4-х номинациях конкурса -"Лучшее патриотическое стихотворение", "Лучшее лирическое стихотворение", "Лучшие стихи, посвящённые теме славянского единства" и "Нечаянная радость" (т.е. имя-открытие) - лауреатами 2006 года стали: москвичка Мария Аввакумова, соотечественники Юрий Юрченко из Франции, Валерия Иванова из Казахстана, а также уральский поэт, глазовчанин, Александр Фомин. Дипломантами в этих номинациях явились соответственно: Сергей Гонцов (Москва), Виктор Гаврилин (Солнечногорск), Наталья Егорова (Смоленск), Наталья Потёмина (Москва). Особым дипломом "За лучшие стихи о Москве" жюри выделило жительницу столицы Надежду Урбанскую.
      Несколько слов о географии конкурса. В этом году, закрепив своё традиционное, присутствие на американском континенте, конкурс продвинулся вглубь Европы, во Францию, достигнув Парижа. Такой размах, будучи свидетельством роста, вселяет и тревогу: удастся ли удержаться на достигнутых рубежах в будущем? Хотя, конечно же, важна не сама география, а представительство русской поэзии.
        Созвать такой поэтический собор оргкомитету помогли не только российские литературные издания, но и зарубежные организации соотечественников при активном посредничестве Института стран СНГ и диаспоры. Особенно многоводными были поэтические потоки из Латвии и Казахстана. Благодарный поклон всем нашим помощникам. Низкий поклон и всем участникам поэтического собора, для которых Москва остаётся избранной столицей; почётно и ответственно оказаться в самом средоточии их духовных устремлений.
      Наши победители - 40 авторов, чьи произведения вошли в своеобразную антологию "Золотое перо", изданную под одной обложкой с каталогом работ живописного конкурса "Золотая кисть". Отрадно, что при чтении стихов, пожалуй, самым первым является ощущение развития. Какое там старение нации? Даже в самых печальных стихах о Родине можно найти строки-пословицы, словно заготовленные для будущего. Антология "Золотое перо" - кладовая таких пословиц. Создаётся впечатление, что наш язык сегодня развивается так же, как во времена Крылова, Грибоедова и Пушкина. И, развиваясь, оставляет на обочине тех, кто не использует это богатство. Так что будущее, смеем надеяться, за любящими поэзию.
        Другое радостное ощущение - это возвращение к изначальному статусу поэта. Сегодня русский поэт снова с достоинством осознаёт себя хранителем национальных традиций, не взирающим на все современные поветрия. Для тех, кого пугает само слово "традиция", приведём трепетный образ из стихотворения Александра Ананичева "Следы отца":
      За далью синей, незнакомой
      Остыли всполохи зари.
      Я помню: выбежал из дома,
      А мне всего-то - года три.
      Тускнел на небе лунный грошик,
      Вокруг искрился белый шёлк.
      Чтоб первый снег не потревожить,
      Я по следам отца пошёл.
      Сойти с отцовской дороги нам не позволяет и память о Великой Отечественной, в которую, кажется, влились все предшествующие войны Руси. Военную тему по-своему развивают минчанин А.Аврутин, читинец М. Вишняков, москвич В.Покатов... Перечитайте стихи Марии Аввакумовой. В них память народа и правда языка соединяются нераздельно. Такие строки-формулы способны убеждать, что на русском языке невозможно написать подлинное непатриотичное стихотворение.
      О священной, нерасторжимой связи человека и природы напоминает нам каждое произведение самобытного солнечногорца Виктора Гаврилина. Любовью, пронизывающей всякий миг бытия, поэт как будто стремится восстановить падшее через Адама творение:
      Перед отверстой звёздною аллеей
      мы обернёмся всей душой назад.
      Не в силах жить, о, как мы пожалеем
      и серый дождь, и белый снегопад!
      Современных поэтов часто упрекают в том, что они не успевают осваивать городские пейзажи, пребывая в благодушной резервации прошлого. Как видно, начало и конец земных времён поэтически закольцованы. Нынешняя реальность столь фантасмагорична ("Снова демон выводит весной демонят..."), что уже естественным представляется нам появление русалки, заплывшей из стихотворения Натальи Егоровой:
      Откуда взялась ты, другая душа?
      Ребёнок путаны? Дитя алкаша?
      Плод вольных, к безумию мчащихся снов?
      Неясная тень параллельных миров?
      На нашем поэтическом соборе ближнее зарубежье в этом году представляет Валерия Иванова, живущая на Рудном Алтае (современный Восточный Казахстан). Помнится, её первая вышедшая в Москве подборка (альманах "Братина") называлась "Дочь казака и жена казака". Похоже, тема родства особенно близка устькаменогорской поэтессе, в переложенной ею на современный лад "Авдотье-рязаночке" читаем:
      И осталась - жена и мать,
      Чтоб бродить по улусам ханским,
      Чтоб до шёпота голос рвать,
      Окликая своих, рязанских...
      Дочь, жена, мать - современная Авдотья-ряза-ночка, она, Валерия Иванова, озвучила не только своё поэтическое задание, но и главную задачу руководителей нашего государства - собирание Русского мира. С этим сопрягается и задача собирания человека, выдвигаемая москвичкой Натальей По-тёминой в стихотворении "Байконур", задача, не разрешимая без осмысления нашего прошлого.
      Честность, отсутствие пафоса - характерная черта поэзии Надежды Урбанской: "Ритм городской, и жёсткий, и жестокий, /Торопит нас, природе вопреки, /Медлительные праздные истоки /От нас, как лес, как воздух, далеки". В этих стихах о Москве все мы герои некой трагедии, но трагедии всё-таки возвышающей.
      Замечательно, что поэзия в этом жёстком мире становится территорией свободы. Такая свобода существования в стихах, как в родной стихии, дана Александру Фомину. О ней говорил в своё время Сергей Есенин: "А ты попробуй улыбнуться в стихах". Фомин способен заразить своей улыбкой и читателя.
      Юрий Юрченко - тоже своеобразное открытие конкурса. Хочется верить, что его возвращение на поэтическое поле России на самом деле некая веха. Мы в своём стремлении к собиранию Русского мира часто пытаемся объединить принципиально необъ-единимое. Для Юрченко главным мерилом творчества является любовь. И возвращение его к отечественному читателю обогащает нас именно любовью. Не случайно этому парижанину удалось обозначить главную, на наш взгляд, трагедию современного мира:
      Люди мне кричат с откоса,
      В небе - стаи голубей,
      И жена бежит, и косы
      Завиваются за ней.
      Видел сам я это, то есть
      Сон увидел я такой:
      Сшиб меня товарный поезд
      За далёкою рекой.
      Всем нам навстречу летит этот страшный поезд - потребительская цивилизация, где всё: родина, человек, талант - имеет свою цену исключительно как товар.
      Поэтический конкурс "Золотое перо" создан, чтобы отстаивать традиции культуры. В этом смысле само название его напоминает о первичности Слова. И не факт, что в столкновении цивилизации и культуры победа будет за товаром. Ведь известно: что написано пером - не вырубишь топором.