Главная     Редакция     Архив     7-8(23-24)/2005  
 

Конференция
("ДУХОВНОСТЬ И КУЛЬТУРА -ФАКТОР ПОБЕДЫ")

Выставки
(НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ)

Выставки
("КУЛЬТУРА И ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ")

Социологическое исследование
(ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОСКВИЧЕЙ)

Театр
(ЧТО НОВОГО В ЭТОМ СЕЗОНЕ)

Улицы Москвы
(МАРОСЕЙКА)

Конкурс
(ПРАЗДНИК ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ В "НОВОМ МАНЕЖЕ")

Конкурс
("НЕКРАСОВКА" - МОЯ СУДЬБА")

Из истории
(ВСЕ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)

Возрождение жанра
(ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ КАК ШЕДЕВР)

Меценаты
(ДИНАСТИЯ ЯНКО)

Сохранить великое наследие
(ХРАМ МУЗЫКИ)

Культура - детям
(ТЕАТР "ЧУДО")

Культура - детям
(ГАЛЕРЕЯ "ЖАР-ПТИЦА")

ЧТО НОВОГО В ЭТОМ СЕЗОНЕ

Ольга ИГНАТЮК

Московский сезон, как всегда, необъятен. Театров и сценических направлений множество - только выбирай. Что тут самое сложное для нашего зрителя? Сориентироваться и понять, а это всегда непросто. Посему давайте сконцентрируемся на особенно актуальных московских театрах и посмотрим, что у них новенького.

МХАТ ИМЕНИ А.П.ЧЕХОВА, как и в предыдущие сезоны, пожалуй, наиболее притягателен для театралов, поскольку каждый из них теперь знает, что именно здесь можно увидеть "весь авангард" и самую "актуальную" режиссуру. МХАТ им.А.П.Чехова не скупится приглашать на свою сцену модных режиссёров и модную драматургию - сумев за последние годы из "солидного хранителя традиций превратиться в зону самых прогрессивных веяний.
      Одна из наиболее шумных мхатов-ских премьер - это "Лес" А.Н.Островского в постановке Кирилла Серебренникова, режиссёра бешеной популярности и ангажированности лучшими столичными сценами, "фигурой номер один" нашего театрального процесса. Этот спектакль, в чём-то продолжив "Мещан", тоже Серебренникова, вышедших здесь чуть раньше, прославился соединением несоединимых времён. Классический сюжет Островского из XIX века спикировал в 70-е годы века XX, наполнившись легендарными и незабываемыми "совковыми" реалиями и всей социалистической мифологией. А звёздный состав исполнителей (Гурмыжская ~ Н.Тенякова, Улита - Е.Добровольская, Счастливцев и Несчастливцев -А.Леонтьев и Д.Назаров) смачно играл полнокровных героев советских застойных лет (из чего и высекался главный эффект постановки), озабоченных не столько "продажей леса", сколько собственными социальными и амурными страстями, развёрнутыми здесь крайне колоритно.
      Оставила свой росчерк на мхатовской сцене и Нина Чусова - также один из модных молодых постановщиков. Мольеровский "Тартюф" в её режиссуре явно перекликался с легендарным спектаклем Анатолия Эфроса 80-х годов, в котором лидировал изысканный дуэт Анастасии Вертинской и Станислава Любшина. Теперь их заменили Марина Зудина и Олег Табаков, играющие красавицу Эльмиру и Тартюфа. Да и спектакль, поставленный Чусовой, конечно, совсем другой - как всегда, дерзкий, исполненный весёлого цинизма и современных пародийных настроений.
      "СОВРЕМЕННИК" в этом сезоне эпатировал "Голой пионеркой", поставленной ко Дню Победы и давшей повод к возмущениям по части "осквернения памяти о войне". Что же делать, сам роман Михаила Кононова "Голая пионерка", рассказывающий о юной девочке, ставшей "п.п.ж." всего полка, эпатажен и скандален, в результате чего долго не мог увидеть свет. Пьесу на его основе написали Ксения Драгунская и Кирилл Серебренников, ну а поставил сам Кирилл Серебренников. Главную героиню Машу Мухину сыграла Чулпан Хаматова, создав трагический и светлый образ советской девчонки-школьницы, замороченной патриотическими лозунгами и понимающей свою роль на войне как миссию спасительницы; осуществляя свой собственный, как она его поняла, долг перед Родиной. Сам спектакль, как всегда у Серебренникова, вызывающе-эклектичен и эффектен, роль же Хаматовой уже обрела славу очередного театрального шедевра.
      Ещё одно событие на сцене "Современника" - это Марина Неёлова, играющая Акакия Акакиевича в гоголевской "Шинели". Так же, как и "Голая пионерка", этот спектакль идёт на недавно открывшейся "Другой сцене" этого театра - камерной и как раз предназначенной для актёрских открытий. Неёлову же в этом спектакле Валерия Фокина увидеть, конечно, нужно, поскольку роль её крайне неожиданна по форме и изображению легендарного гоголевского героя собственными, фирменными "неёловскими" средствами.
      ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГ.ВАХТАНГОВА в этом сезоне вновь предлагает нам наслаждаться уникальной личностью Максима Суханова, способного завораживать нас в любых ролях, в том числе и классических, где главное для него - отнюдь не формула роли, а формула его, сухановской неповторимой индивидуальности, становящейся гвоздём программы в любом сюжете. В мольеровском "Дон Жуане и Сганареле" он играет, конечно же, Дон Жуана, однако линия роли, как всегда, непривычна и озадачивает, она полна болезненных красок, тёмных мест, фрейдистских намёков и явной женобоязни - и очень, очень далека от хрестоматийного образа рокового обольстителя. "Кто же Вы, Дон Жуан?" - хочется спросить в свою очередь и у постановщика спектакля Владимира Мирзоева, много лет работающего со своим любимым актёром и уже не мыслящего без него своих постановок.
      Возникла у вахтанговцев и оперетта Ф.Эрве "Мадемуазель Нитуш" в постановке Владимира Иванова, где Мария Аронова, Владимир Симонов, Нонна Гришаева и другие звёзды этой сцены демонстрируют отменное владение опереточным жанром - продолжая традиции вахтанговской школы, построенные на карнавальности и весёлом лицедействе. Так что поклонникам жанра оперетты можно будет теперь и расширить географию своих маршрутов вплоть до Старого Арбата.
      МАЛЫЙ ТЕАТР И "ЛЕНКОМ" поставили в этом сезоне "Последнюю жертву" А.Островского. Что тут интересно: что спектакли на обеих сценах абсолютно предсказуемы для опытного театрала. В Малом, в постановке Владимира Драгунова - "царство традиционного Островского" с его обстоятельным бытом и неспешностью характеров, с чисто русским мелодраматизмом отношений и страстей. Главные персонажи - молодая вдова Юлия Тугина (Людмила Титова) и богатый купец Флор Прибытков (Василий Бочкарёв) - в результате сложных перипетий соединяющиеся в любви. В ленкомовской постановке Марка Захарова (называющейся "Ва-банк") их играют Александра Захарова и Александр Збруев. И играют иначе, и спектакль совсем другой - резкий и злой, в котором Москва Островского напоминает нынешнюю Москву столпотворением карет и лихорадочной людской гонкой за богатством и успехом. "Деньги, деньги!" - актуальнейший мотив как во времена Островского, так и теперь.
      "САТИРИКОН" тоже блеснул Островским, поставив "Снегурочку", которую играют студенты-выпускники Константина Райкина, выучившиеся у него в Школе-студии МХАТа. Однако название пьесы было переименовано в "Страну любви", а действие превращено в современную рок-оперу, где юные дарования выплёскивают всю молодую необузданность своих натур. Отвязные любовные страсти, массовый рэп, экспрессивные хоры чем-то и впрямь напоминают языческую стихию пьесы Островского - только перевёрнутую в сегодняшнюю молодёжную культуру XXI века. Словом, царит фирменный сатириконовский стиль.
      Ещё на здешней сцене поставлен лермонтовский "Маскарад" - и тоже далеко "отошедший" от традиции. Постановщик Владимир Агеев смешал на сцене всевозможные эпохи и стили, поместив лермонтовскую драму в "общеевропейское культурное пространство". Потому воспринимать это зрелище крайне непросто, атмосфера же вселенского маскарада становится главенствующей, оттягивая наше внимание от главных персонажей, играют которых Глафира Тарханова и Денис Суханов меж тем трепетно и выразительно.
      К ТЕАТРУ РОССИЙСКОЙ АРМИИ в этом сезоне устремлялись поклонники Владимира Зельдина, который отметил своё 90-летие ролью Дон Кихота в мюзикле Д.Вас-сермана и Д.Дэриона "Человек из Ламанчи". Спектакль, поставленный Ю.Гусманом, полон спецэффектов и зрелищных красот, в центре же царит, конечно, сам Зельдин, демонстрируя блистательный вокал, пластику и актёрское вдохновение.
      В ТЕАТРЕ ИМЕНИ В.Л.МАЯКОВСКОГО следует посмотреть "Спуск с горы Морган" Артура Миллера, совсем недавно, как раз накануне этой премьеры, ушедшего из жизни. Поставил эту американскую пьесу Леонид Хейфец, а главную роль сыграл Валерий Баринов. К его герою, находящемуся при смерти, приезжают две его жены, до этого не подозревавшие о существовании друг друга. Молодую жену играет Елена Шевченко, пожилую - Ольга Яковлева. Их непростые разборки, переходящие в экзистенциальные размышления о жизни и смерти, увлекут всех, кто окажется свидетелем этого сюжета.
      Арбузовская "Старомодная комедия", наша "вечная пьеса", также появилась здесь в прошедшем сезоне. Постановщик - Владимир Порт-нов, героев играют Евгения Симонова и Игорь Охлупин. Мы привыкли видеть в этой сентиментальной истории гораздо более зрелые пары, наши же исполнители, ещё не достигшие возраста своих персонажей, явно поторопились их присвоить, однако увидеть сей звёздный дуэт небезынтересно.
      Сам худрук "Маяковки" Сергей Арцибашев поставил комедию Питера Шеффера "Любовь глазами сыщика" - типично бродвейский шлягер с детективным любовным треугольником из двоих мужчин и одной леди. Муж нанимает сыщика, чтобы следить за своей юной женой, которая в кого-то влюблена... В итоге выясняется, что влюблена она как раз именно в сыщика (его играет набирающий популярность Даниил Спиваковский). Любопытно ещё и то, что в спектакле танцует настоящий балет из Большого театра.
      В своём втором театре - ТЕАТРЕ НА ПОКРОВКЕ - Сергей Арцибашев поставил пьесу Л.Петрушевской "Уроки музыки", осуществив ри-мейк своей давней постановки 80-х годов в Театре на Таганке. Одно из пристрастий Арцибашева - "советское ретро", в оазис которого на Покровке, рядом со "Старшим сыном", "Пятью вечерами", "Моим бедным Маратом", как раз и попали "Уроки музыки". Арцибашев всегда был увлечён жизнью духа своих современников, обожая пьесы о простых людях, которые, по его мнению, с годами меняются мало, всё так же продолжая любить, страдать и искать "свой смысл". Пьеса же Петрушевской из экстравагантной и авантюрной когда-то превратилась сейчас под арцибашевской рукой в чистую классику времён и нравов ушедшей советской эпохи.
      Появился в Москве и ещё один прелестный спектакль по Петрушевской - В ТЕАТРЕ ОКОЛО ДОМА СТАНИСЛАВСКОГО, худрук которого Юрий Погребничко коллекционирует на своей сцене антологию советского ретро. Пьеса "Лестничная клетка" - из той же серии. Двое забулдыг, которым негде выпить, на лестничной клетке уговаривают одинокую женщину пустить их к ней в коммунальную комнату, чтобы осуществить там своё застолье. Ради этого делают вид, будто их интересуют брачные знакомства. Вот и весь сюжет. Но дело всё в том, как он поставлен и прожит. Прочтено это очень тонко, грустно и ностальгически по отношению к ушедшей, как Атлантида, эпохе 60-х годов прошлого века.
      РОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР вновь ставит Бориса Акуни-на после "Эраста Фандорина", появившегося тут два года назад. Новый спектакль называется "Инь и Ян", а пьеса ещё не опубликована и была написана знаменитым автором специально для театра. Это очередная детективная история о Фандорине - однако история, играющаяся в двух версиях: мужской ("Ян") и женской ("Инь") и с совершенно разными финалами. Можно посмотреть одну, или другую, или обе - два вечера подряд.
      Всегда готовый к экспериментам, Молодёжный театр пригласил для постановки романа Ф.Достоевского "Идиот" известного французского хореографа, художественного руководителя Национального центра современного танца в Анжи, создателя жанра "видеоданс" Режиса Обадиа. В результате спектакль соединил в себе балет, технику видеосъёмки и сам текст Достоевского. Синтез вышел любопытный, драматические актёры "говорят и танцуют Достоевского" с интересом, и, может быть, данный жанр окажется более универсальным для ознакомления молодёжи с нашим великим классиком, которого сегодня она вряд ли читает. И ещё одна свежая находка этой сцены - "Роман с кокаином", написанный в 1934 году автором, имя которого на самом деле так и не было разгадано (роман этот приписывают даже руке Набокова). Это дореволюционная история метаний юной души, запутавшейся в собственных рефлексиях и погибшей от злоупотребления кокаином. Весьма актуально и своевременно для молодёжной сцены. Поставил спектакль молодой режиссёр Олег Рыбкин, а главную роль сыграл Степан Морозов. Спектакль с таким же названием вышел одновременно и в Театре им.Гоголя, и тоже на малой сцене. Постановщик - Дмитрий Петрунь, в главной роли - Иван Шибанов. Зрителям - - благодатная почва для сравнительного анализа.
      ТЕАТР ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА предлагает нам повесть "Джан" Андрея Платонова, ушедшего было почти окончательно с наших сцен. И всё же Роман Козак поставил "Джан" в филиале театра. Это история о попытке молодого учёного Назара Чагатаева возродить маленький умирающий народ джан, живущий в далёкой бескрайней пустыне. Платонов труден для сцены, но данный спектакль получился любопытным, соединив в себе чисто платоновский драматизм и современную театральность.
      Совсем иная постановка Козака -по пьесе А.Галина "Наваждение": бытовая история "советского ретро" (но, вероятно, вечная) о том, как одинокая героиня (Вера Алентова) нашла себе мужа в лице уличного алкоголика (Игорь Бочкин) и как ничего из этого - увы - не получилось. Вся ирония тут в "вечности" сюжета и неисчерпаемости чисто российской темы.
      Сам Роман Козак выступил в этом сезоне и в качестве актёра в бельгийской пьесе Амелии Нотомб "Косметика врага". Вся "фишка" спектакля в том, что на сцене играют дуэтом два худрука - Театра им. А.С.Пушкина и "Сатирикона". Роман Козак и Константин Райкин разыгрывают современный психологический детектив о "злом" человеке и "добром", который в итоге сценического расследования оказывается не менее злым и даже зловещим, обнажая опасную душу обитателя цивилизации нового времени. Кто же из них двоих "злой", а кто "добрый" - вы наверняка узнаете, посетив Пушкинский театр либо "Сатирикон", в репертуаре которого этот спектакль также значится.
      Очень весёлый и праздничный спектакль "Сон в шалую ночь" поставила в Пушкинском театре Нина Чусова. Основа его - пьеса Шекспира "Сон в летнюю ночь". Но изменено Чусовой не только название, но и место действия, перенесённое из Афин в Африку, герои же, соответственно все до одного, также превратились в темнокожих африканцев с обнажёнными телами и звенящими на них браслетами-монистами. Действие пенится ритуальными плясками и оргиями, весёлые превращения и любовные приключения героев далеко ушли от шекспировского текста, и не читавший пьесы ни за что её не поймёт - однако многие в молодёжной среде считают это зрелище крайне увлекательным.
      ТЕАТР НА ЮГО-ЗАПАДЕ, всегда находящийся в авангарде сценической мысли, удивил всю Москву абсолютным эксклюзивом - никому не известной пьесой испанца Хасинто Грау "Сеньор Пигмалион", опубликованной ещё в 1921 году. Свой трагифарс по этой пьесе худрук театра Валерий Белякович назвал "Куклы" и выразил в нём собственные мысли о судьбе своего (и не только своего) театра. Речь идёт о том, как в далёкую Испанию сеньор Пигмалион привёз уникальное шоу из механических кукол, которые не только ничем не отличаются от живых актёров, но даже куда лучше всяких живых. Живые актёры потеснены, сердцами зрителей завладели куклы, эти прекрасные механические чудовища. Их мир и притягателен, и жуток. Полностью захватив власть над своим хозяином, одна из кукол убивает его... А сам Вавлерий Белякович, выходя на сцену в роли Пигмалиона, предлагает всем решить философский вопрос об истинном предназначении актёра в театре.
      В ТЕАТРЕ САТИРЫ, которому в этом сезоне исполнилось 80 лет, после многих неудач последнего времени появилась любопытная постановка Андрея Житинкина "Хомо Эректус" по пьесе Юрия Полякова. Жанр - "социальная комедия". Герои - представители разных слоев нашего общества, от пролетария до бизнесмена и депутата. Собрались они на вечер "свинга", дабы, следуя западной моде, обменяться своими мужьями и жёнами, однако вместо изысканного западного развлечения устроили, чисто по-русски, акцию взаимных разоблачений и крупного выяснения отношений. А разоблачать в нашем обществе есть кого и есть за что, зритель это прекрасно знает, потому и смотрит на сцену с большим пониманием.