Главная     Редакция     Архив     11(39)/2006  
 

К 65-летию битвы за Москву
(ИСТОРИЯ ПЕСНИ, СТАВШЕЙ ГИМНОМ)


К 65-летию битвы за Москву
(ОПОЛЧЕНЦЫ)


Основы культуры
(ОТ «ГОДА ЧТЕНИЯ» К ЧИТАЮЩЕЙ РОССИИ)


Культ личностей
(БЕЛЫЙ КОНЬ ГЕОРГИЯ ЮДИНА)


Юбилей
( «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОГО ТЕАТРА» В МУЗЕЕ АЛЕКСЕЯ БАХРУШИНА)


Театр
(РАДОСТЬ ВСТРЕЧИ)


Наши соотечественники
(ЖИЗНЬ-ЛЮБОВЬ)


Московские были
(«ДИВНОЕ УЗОРОЧЬЕ»)


В округах
(«СОХРАНИТЬ, НАУЧИТЬ, ПОДДЕРЖАТЬ»)


Культ личностей
(И ДУХ НАШ ДЫШИТ БЕЗДНОЙ СТРАННОЙ...)


Рядом с нами
(СПАСИБО ЗА БОЛЬШОЙ ТРУД ДУШИ!)


В музеях
(НОВОЕ РУССКОЕ НЕБО)


Память
(ФОТОАРХИВ НА АСФАЛЬТЕ)


Выставки
(УВИДЕТЬ ДРУГИЕ СВЕТЛЫЕ МИРЫ)


Выставки
(ЧТО МОЖЕТ ВДОХНОВИТЬ ХУДОЖНИКА?)

Наше наследие
(УРОКИ ГЕНИЯ)

ЖИЗНЬ - ЛЮБОВЬ

Маргарита ЩЕПЕТОВА

На Международном форуме "Зарубежная диаспора - интеллектуальный ресурс России" Ю. М. Лужков сказал: " В Москву приезжают представители интеллектуальной элиты русского зарубежья. Учёные, писатели, деятели культуры, те, кому мы обязаны сохранением духовной основы нового мира, те, кто составил славу России за её пределами".

Валерия Флориановна Даувальдер (урождённая Денерво-Моргунова) художник, скульптор, поэтесса, композитор, теолог. Её выставки проводились в России 34 раза. В прошлом году - в Доме национальностей, а сегодня - в Центре современного искусства в Пушкарёвом переулке.
     Родилась она в России, в начале прошлого века. Проживает в Швейцарии. Русская по крови и мировоззрению. Почётный член Российской Академии наук, Римской пантификальной академии и Академии европейской культуры. У Валерии Флориановны огромное число наград и дипломов. Есть, например, даже золотой орден Лиги наций. Она - почётный член жюри Международного кинофорума "Золотой витязь".
     Её имя сегодня известно во многих странах мира. Она считает себя человеком счастливой судьбы, хотя и беды не обошли её стороной. События XX века самым причудливым образом связаны с жизнью Валерии Флориановны Даувальдер.
     Родилась она в Мариуполе, в семье, незыблемо хранящей русские традиции. До 16 лет прожила в городке Енакиево, где окончила десятилетку и музыкальную школу. Уже в трёхлетнем возрасте она нарисовала Царевну Лебедь и подписала это первое своё произведение "Автор -Фея Сказка". Подарила картину маме. Впоследствии эта картина стала иллюстрацией к изданным князем Горчаковым сказкам А.С.Пушкина... Игре на фортепиано училась с четырёх лет. "Не достигнув шести лет, пошла в школу: я так хотела учиться и так любила читать!", - рассказывает она о себе. Маленькая Фея Сказка очень часто ходила в церковь. Любовь к Богу и православное вероисповедание она будет оберегать всю жизнь.
     В 1934 году, спасаясь от сталинских репрессий, семья сумела переехать из России в Швейцарию, на родину деда Валерии, фрибуржца Флорентина Денисовича Денерво. Когда-то он, красивый и состоятельный юноша, влюбился в Женеве в дочь пензенского помещика Марию Ивановну Гривневу и уехал за ней в Россию. Они поженились, и в 1890 году у них родился сын (отец Валерии) Флориан Флорентинович. К началу сталинских репрессий он был начальником планового отдела Енакиевского металлургического завода. Именно его, когда-то совсем молодого инженера, описал в своей повести "Молох" А.Куприн.
     В 1937 году Валерия приехала в Италию с группой скаутов. Там произошла её встреча с королевой Еленой (которая воспитывалась в Смольном, была дружна с Вырубовой, приведшей Распутина к императрице) и её мужем - королём Италии Виктором-Иммануилом. Воспоминания Валерии Флориановны полны очарования и непременного юмора, их можно слушать бесконечно:
      "Это был маленького роста, очень умный король. Я его очень любила и помню те времена,' когда, вынимая платок из кармана, он говорил: "Это - единственное место, куда я могу совать свой нос", имея в виду правящий режим Муссолини. Королева Елена была председательницей на чаепитиях каждое воскресенье после литургии. Однажды меня попросили сыграть, моя игра понравилась князю и княгине Кочубей, и я получила приглашение посетить Флоренцию. А там я встретилась с композитором Гречаниновым и сказала, что больше всего на свете люблю его два романса. На самом деле я тогда только их и знала из его произведений. И он пришёл и подарил мне ноты, а это оказались именно мои любимые романсы. Тогда же стали проводиться мои концерты. Но в моей жизни уже преобладало влияние рифмы и поэзии".
     Первое издание, где появились чёрно-белые иллюстрации, нарисованные В.Даувальдер, - это русские народные сказки. Затем - иллюстрации к сказкам Пушкина. А в 1945 году приехал великий итальянский тенор Джузеппе Ди Стефано, и после его концерта, оставившего сильное впечатление, Валя (так её звали друзья) всю ночь писала первую сказку "Любава". Спустя две ночи сказка была готова. Валя попросила Ди Стефано проиллюстрировать её творение своими фотографиями, он тотчас их прислал. В это время по радио уже передавали русские сказки Валерии Даувальдер, её романсы пела Елизавета Постникова (последнее сопрано русской оперы - она выехала за рубеж с Дягилевым и русской оперой). Вместе с Дягилевским балетом был и выдающийся танцовщик Николай Берёза, который также стал добрым другом Валерии. Судьба дарила Даувальдер интересные встречи. Другом её была великая княгиня Татьяна Константиновна, игуменья монастыря в Илионе, а Теймураз Багратион Мухрадский подарил ей на рождение дочери свою золотую детскую библиотеку со множеством автографов, там даже есть книга о тайных обществах времён Пушкина. Друзьями В.Даувальдер были знаменитый тенор Виноградов, Максимилиан - принц Саксонский, Мария Кал-ласе, Марио Ланце, Виктор Васнецов (оставивший ей уникальные воспоминания о своём отце и русских художниках-передвижниках), философ Ильин, профессор Шмелёв, Смоктуновский... Далеко не каждый может гордиться знакомством с такими людьми. И все они необыкновенно любили её сказки.
     На родине деда, в Щвейцарии, у Валерии рождаются первые стихотворения и первые романсы, которые печатают в "Брюссельском еженедельнике". Здесь же она начинает глубоко изучать психологию, историю религии и философию.
      "На чужбине я вышла замуж - конечно, за православного и русскоязычного, фамилия моя отныне Даувальдер - лесная, из леса".
     Во время поездки на остров Иския её взгляд привлекли цветные камушки итальянского Средиземноморья. С этого момента мысль о том, чтобы заняться мозаикой, не покидает её. Вскоре судьба подарила ей встречу с интересным человеком - гранильщиком, ювелиром, астрологом. И Валерия Флориановна раскрыла в себе талант создания мозаик. Во время своей первой поездки в Иерусалим, возле Золотых ворот, через которые Христос входил в Иерусалим, она нашла стекла двухтысячелетней давности и хотела сделать розу, но нужен был фон, и неожиданно она получила в подарок аквамарины и розовый кварц - глыбами и осколками. И это была её первая мозаика из драгоценных камней под названием "Роза мира". Отныне в руках В.Ф.Даувальдер начнут рождаться картины из аметистов, сапфиров, рубинов, огранкой которых художница будет заниматься сама. Затем появилась мозаика из турмалинов "Песня Леля". Эта работа проникнута духом старинных русских былин, а её сказочный сюжет придаёт ей универсальную ценность. Турмалины стали для Валерии Флориановны самыми драгоценными камнями, потому что нет таких красок, переливов, сочетаний, которые бы они не могли передать.
      "Для работы мне нужно, чтобы меня что-то взволновало: какое-то событие, чей-то образ, лицо, которое остаётся в памяти. И тогда я горю, без человеческого тепла я не могу ничего сделать".
     Например, на выставке была представлена потрясающая работа о трагической гибели космонавта: на куске яшмы изображены космонавт и ангел-хранитель.
     В 1988 году по приглашению Дмитрия Сергеевича Лихачёва В.Ф.Даувальдер приехала в Россию. Выдающийся академик не просто интересовался творчеством художницы, а помог перевезти в Россию более ста её картин и организовать здесь выставки. На последней октябрьской выставке в Центре современного искусства в Москве были представлены уникальные работы, пронизанные русскими традициями, любовью к Богу и Родине. Романсы Даувальдер исполнили лучшие голоса Москвы. Как заворожённые, рассматривают посетители выставки рисунки к сказкам и переливающиеся всеми цветами радуги мозаики, пытаясь впитать в себя сочность и живость красок, постигнуть философский смысл сюжетов, насладиться общением с этим удивительным человеком. Её работы наполнены добротой, милосердием и щедростью души.
     Валерия Даувальдер нашла что-то новое в истории искусства мозаики из драгоценных камней. Её техника никому не известна. Свои краски она называет "Моя маленькая тайна". "У меня всего четыре цвета, и я никогда не пишу ни карандашом, ни пером, только кисточкой".
      "Я нигде не нашла своего места за границей. Моя Родина оставалась для меня желанной, единственной, где бы я чувствовала себя дома. Москву люблю очень! Моя бабушка была москвичкой. А наше поместье было рядом с поместьем Афонченко под Ростовом".
     Всё это она рассказала в своих книгах "Жизнь - любовь" и "Родина - чужбина". В книги вошли её рассказы, стихотворения, 30 сказок и статей и более 200 рисунков. На вопрос о переменах в России Валерия Флориановна отвечает:
      "Для меня очень большое огорчение, что в школах на русский язык и литературу отводится гораздо меньше часов. Происходит что-то похожее на уничтожение русской культуры. Современная школьная программа - моя боль! Наш русский язык настолько прекрасен, настолько богат, что нет никакого смысла придумывать и искажать слова или говорить их на новом русском языке, для меня непонятном". И В.Ф.Даувальдер имеет право на подобные высказывания, ведь профессор Ильин, прах которого недавно перезахоронен в России, посвятил ей в своих трудах главу о том, как она в своём творчестве сохранила великий русский язык.
     И сегодня по-прежнему молодо и звонко звучит голос Феи Сказки. Она продолжает дарить нам свой большой талант - и в мозаиках, и в завораживающих сказках, и в философских иллюстрациях.