Главная     Редакция     Архив     11(39)/2006  
 

К 65-летию битвы за Москву
(ИСТОРИЯ ПЕСНИ, СТАВШЕЙ ГИМНОМ)


К 65-летию битвы за Москву
(ОПОЛЧЕНЦЫ)


Основы культуры
(ОТ «ГОДА ЧТЕНИЯ» К ЧИТАЮЩЕЙ РОССИИ)


Культ личностей
(БЕЛЫЙ КОНЬ ГЕОРГИЯ ЮДИНА)


Юбилей
( «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОГО ТЕАТРА» В МУЗЕЕ АЛЕКСЕЯ БАХРУШИНА)


Театр
(РАДОСТЬ ВСТРЕЧИ)


Наши соотечественники
(ЖИЗНЬ-ЛЮБОВЬ)


Московские были
(«ДИВНОЕ УЗОРОЧЬЕ»)


В округах
(«СОХРАНИТЬ, НАУЧИТЬ, ПОДДЕРЖАТЬ»)


Культ личностей
(И ДУХ НАШ ДЫШИТ БЕЗДНОЙ СТРАННОЙ...)


Рядом с нами
(СПАСИБО ЗА БОЛЬШОЙ ТРУД ДУШИ!)


В музеях
(НОВОЕ РУССКОЕ НЕБО)


Память
(ФОТОАРХИВ НА АСФАЛЬТЕ)


Выставки
(УВИДЕТЬ ДРУГИЕ СВЕТЛЫЕ МИРЫ)


Выставки
(ЧТО МОЖЕТ ВДОХНОВИТЬ ХУДОЖНИКА?)

Наше наследие
(УРОКИ ГЕНИЯ)

РАДОСТЬ ВСТРЕЧИ

Елена АНТОНОВА

На сцене Камерного театра Бориса Покровского прошёл фестиваль лучших спектаклей театра "На Басманной" под руководством Жанны Тертерян.

Фестиваль спектаклей одного театра - дело нужное и полезное как труппе, так и зрителю. Это -судьбой дарованная возможность узнать и, если повезёт, полюбить друг друга. Причём, чем театр моложе, тем больше надежд возлагает он на такой фестиваль, особенно если тот проходит в центре Москвы, а сам он не имеет своей сценической площадки.
     Театр, о котором идёт речь, появился на свет в 1990 году, когда Тертерян поставила с выпускниками ГИТИСа в мастерской народного артиста СССР Бориса Покровского музыкальный спектакль "Снегурочка". Своё настоящее имя театр обрёл лишь пять лет назад. Оттого задача вызвать резонанс зрительского интереса весьма для него актуальна. И в этом, кстати, театр немало преуспел: его спектакли привлекают публику, даря ей радость, неся положительные эмоции, поднимая настроение. Ведь не зря театр, возникший из желания петь, плясать и восхвалять похожих на людей богов в дни весёлых Дионисий, был праздником жизни. Театр же музыкальной комедии -по сути прямой наследник тех знаменитых греческих празднеств.
     Спектр показанных на фестивале спектаклей весьма широк. Здесь и одноактные комические оперы одного из основоположников лёгкого жанра Жака Оффенбаха - "Свадьба при фонарях" и "Муж за дверью", поставленные Натальей Печерской и Вячеславом Архиповым. И преобразованные Жанной Тертерян в водевили чеховские пьесы-шутки - "Медведь" и "Предложение". Также две оперы-буфф Гаэтано Доницетти, одного из самых плодовитых оперных композиторов, - "Ночь наваждений" и "Пиратский треугольник" в постановке Александра Бармака и Жанны Тертерян. И, наконец, жемчужина среди оперетт - "Фиалка Монмартра" Имре Кальмана в интерпретации художественного руководителя театра. Эти спектакли, просмотренные один за другим за шесть жарких вечеров, открыли нечто новое даже искушённым критикам, которые, сбросив с себя вериги усвоенных когда-то догм, веселились от всей души. А иначе было просто невозможно -ведь актёры труппы не только молоды и хорошо образованны, но ещё и наделены природным обаянием, артистизмом и неплохими вокальными данными.
     Оперы Оффенбаха, выбранные для открытия фестиваля и повествующие о комических злоключениях молодых французов, завершались, как и положено, счастливым разрешением всех недоразумений к всеобщему удовольствию. Веселились и герои, и артисты, играющие их, и публика.
     Чеховские пьесы-шутки "Медведь" и "Предложение" с их тонким юмором и мягкой усмешкой преобразовать в водевили непросто. Неудивительно, что спектакль по "Медведю", сценическая история которого помнит фильм Исидора Анненского, где неподражаемо сыграли Ольга Андровская и Михаил Жаров, не произвёл впечатления. Тем неожиданней, что в "Предложении" с вечной как мир троицей: бездельник отец, деспотичная стареющая дочь и упорный в своих замшелых взглядах жених, проглянуло нечто чеховское - смешное и грустное одновременно. А виновны в том прекрасные характерные артисты Вячеслав Ткачук, Ирина Баженова и Вячеслав Архипов, преподавшие пример того, что и режиссёрский театр в конечном счёте определяется мастерством актёров. К тому же этому способствовал и свободно льющийся тёплый голос Ирины Баженовой, исполняющей по ходу действия "жестокие" романсы конца XIX века.
     Хорошо, что "Фиалка Монмартра", самый искромётный и цельный спектакль из всех показанных на фестивале, стала его последним аккордом. Кальман в оперетте, как и Верди в опере, вечен тем, что его музыка, написанная для "лёгкого" жанра, насыщена драматизмом действия. В этом спектакле, посвящённом парижской богеме конца XIX столетия, всё сошлось воедино: либретто, музыка, режиссёрская фантазия и молодость труппы, способной преодолеть любые творческие вершины. Спектакль, длящийся более трёх часов, собрал полный зал. И произошло чудо: зрители и артисты объединились в простой человеческой радости, сродни детской. Той радости, что так влечёт нас в театр.