Главная     Редакция     Архив     6(46)/2007  
 

День Победы
(ПРАЗДНИК НА ТВЕРСКОЙ)


Наше наследие
(ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)


Очаги культуры
(КЛУБ ПО СТАНИСЛАВСКОМУ)


Очаги культуры
(«МОСКОВСКИЕ ДУХОВЫЕ СЕЗОНЫ»)


Очаги культуры
(«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»)


Театр
(АЛЬМА МАТЕР)


Рядом с нами
(«БИБЛИОТЕКА – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ»)


Конкурсы
(ЗОЛОТО В БОРОЗДЕ)


Конкурсы
(НА ВЕРНИСАЖЕ КАК-ТО РАЗ…)


Музеи
(ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА В КОЛОМЕНСКОМ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ИЮНЬ)


Год ребёнка
(ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ ШАРЛЯ ПЕРРО)

Год ребёнка
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ)


Год ребёнка
(ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ ХХI ВЕКА)


Культ личностей
(ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ: «ЖИЗНЬ – КАК МОРЕ:
ТО ОТЛИВ, ТО ПРИЛИВ»)


Культ личностей
(КРЕДО – СИНТЕЗ И ГАРМОНИЯ)


КЛУБ ПО СТАНИСЛАВСКОМУ

Татьяна КОСТАНОВА

Клуб, как бы его ни называли, - это место объединения людей. Когда в начале XX века разрушили церкви, сотни, тысячи клубов стали приютом бездомного духа: они питали народ, учили и вдохновляли.

И опять рубеж веков, время разобщения. В храм культуры простодушно пришли торговцы: "Культуре надо выживать…". Притча про фарисеев как-то не вспоминается. Но время идёт, та глава нашей жизни уже прочитана. Дороги, начало которых в 90-х, уже пройдены.
     Заглянула в Интернет на слово "клуб". Клубы собаководов, стриптиз-клубы… "Клубная деятельность" - таковой Яндекс не выдал. "Дом культуры"… Пусть "Ромашка", хотя есть у него реальное имя в Москве: "Работа с инвалидами. Предоставляются услуги парикмахерской, есть магазин"… Без комментариев.
     В том же Интернете - Дом культуры и эстетики "Нега", что в Северном округе. Если есть возможность, загляните на его сайт, здесь так много удивительного и интересного. 15 кружков и студий, среди которых "Умелые ручки" и "Маленькие ступени" для многостороннего творческого развития совсем маленьких ребятишек, "Догоняй-ка" - для их физического воспитания. Есть танцы для взрослых, компьютер, шейпинг, аэробика… 8 клубов - международный клуб "Кветы", творческое объединение "Дубки", женский клуб "Три грации", клубы родителей, ветеранов....
     Дом культуры и эстетики "Нега", который является методическим центром округа, активно сотрудничает с Международной ассоциацией содействия культуре, успешно участвует в фестивалях, конкурсах, праздниках Северного административного округа и Москвы, стал одним из инициаторов и организаторов Московского международного фестиваля-конкурса детского и юношеского художественного творчества "Открытая Европа", на который приехали дети из всех уголков России и 20-ти стран мира. В этом году "Гран-при" фестиваля в номинации "Песни о Москве" получил театр-студия "Неги" "Поющий дом".
     Директор ДК "Нега" Людмила Мареева стала победителем конкурса "Менеджер года-2005", в этом году ей присвоили звание "Почётный работник культуры города Москвы".
     Людмила Ивановна пришла на работу в клуб в начале 90-х годов. Сказать, что её не понимали многие, - значит, ничего не сказать. Известный в Москве человек, за плечами которого огромный опыт успешной комсомольской, партийной, профсоюзной работы, в том числе и за рубежом, создаёт очаг культуры в то время, когда все устремились в бизнес.
     Конечно, в Управлении культуры дали деньги на разгон. А всё остальное заработали. Заработали нелёгким трудом. Л.И.Мареева договаривалась со строителями, искала им объекты за скидки и инвестиции в ремонт Дома культуры. На идею самоотверженно работала не только она. Друзья, коллеги, семья поддерживали Людмилу Ивановну во всём, за что сегодня она им безмерно благодарна.
      "Было вообще непонятно, как культура будет выживать, - вспоминает директор. - У меня была своя стройная, продуманная, прочувствованная программа. Я хотела сделать семейный дом. Тёплый, женский. Шла своей дорогой, и никто не верил, что здесь будет то, что мы видим теперь. Априори мы были ориентированы на работу с женщинами. Я понимала, что с развитием частного сектора услуг в сфере досуга мы не сможем быть конкурентоспособны в работе с той категорией населения, на которую были сориентированы в начале нашей деятельности. Но это дало возможность нам выиграть время и создать такую материальную базу, которая помогла постепенно перейти к работе с более широкими слоями населения.
     Начались поиски новых, востребованных форм клубной работы. Шли от потребностей. В моде шейпинг? О спортивных кружках в Домах культуры никто тогда не слыхивал, но почему бы и нет? И шейпинг, и массажный, и косметический кабинеты. Но в единстве с образовательно-эстетической программой. Мне нужно было показать, что культура - это широкое понятие. А как же чеховское "В человеке всё должно быть прекрасно"? Этих слов не было в инструктивных документах… Ну и нахлебались по полной программе. Кто-то решил, что мы безумные деньги зарабатываем. Вплоть до того, что здесь чуть ли не игорный бизнес".
     Теперь синтетический, комплексный подход к организации культурно-образовательных, воспитательных программ кажется естественным, логичным. Вот только и в нынешние времена не всем дано его реализовать на практике. Ведь для этого нужен тот самый "дом семейный, тёплый, женский", где должно быть уютно, красиво и чисто. Это дом, где люди могут довериться, раскрыться, проявиться во всей полноте своей индивидуальности. И ещё нужны хозяева дома, которые поймут, разберутся в твоих трудностях, помогут найти себя.
     Тимирязевский район, где расположена "Нега", находится в треугольнике 3-х железнодорожных линий. Рынки, движение, много приезжих. Тяжеловатый район. Москва меняется не только своим зримым, архитектурным лицом. Людмила Ивановна, внимательный и вдумчивый психолог, наблюдает:
      "Наши люди при колоссальной нехватке общения подчас его боятся. В наших игровых программах для родителей и детей самое трудное - раскачать взрослую аудиторию. Когда лёд страха удаётся растопить, человек готов радоваться общению. Но раскачать!.. Ещё тенденция: если раньше народ шёл сам за какой-то помощью, то теперь в массе своей люди опасаются. Им проще не напрягаться. Народ устал от проблем".
     И проблемы ребёнка - это всегда проблемы семьи. Анастасия Фролова, художественный руководитель ДК "Нега", умеет спокойно разговаривать с родителями, как бы ни прятались они в скорлупу своих переживаний. Сама мать двух мальчишек, она умеет подойти к маленькому человеку с бережным уважением к его непростому внутреннему миру, болея за его страхи и горести. А главное - с горячим желанием открыть железные дверцы маленькой души, за которыми есть всё - и доброта, и множество талантов, и радость понимания. Это никогда не бывает легко, особенно если ребёнок аутичен - есть и такие. Или агрессия, принесённая из семьи, - как с ней бороться? Придумали "Догоняй-ку" - кружок подвижных игр, который даёт выход "больной" энергии.
     Как в доброй семье, здесь своих не бросают. Занимались ребятишки в "Умелых ручках", подросли. "Ну придумайте что-нибудь!" - попросили родители. И придумали детскую анимационную студию, которой руководит Юрий Михайлович Мареев. Дети здесь фотографируют, рисуют, пишут сценарии, работают на компьютере, занимаются операторским искусством… К новому году сделали первый мультфильм - это добрая сказка о медвежонке-путешественнике с хорошим концом. На презентации каждый получил на диске своё первое произведение. Лучше этого наивного повествования о блужданиях по свету малыша в поисках родной души я ничего не видела.
     Студия "Поющий дом", которой руководит замечательный, талантливый педагог, композитор Галина Талова, - гордость Людмилы Мареевой. Это дружный, самобытный, интернациональный коллектив. Пению мальчишки и девчонки отдаются самозабвенно, репетируют по нескольку часов. Культура пения воспитывает, и это остаётся с человеком на всю жизнь. Но площадки для выступлений - тоже непростая проблема. Вот почему так активно развивается фестивальное движение.
      "Процесс информационно-культурного обмена очень важен, очень интересен. Это не просто соревнование, это - возможность для людей проявить своё творчество и понять, насколько нужно оно людям", - говорит Мареева.
      "Включайте голову", - советует Людмила Ивановна девочкам в классе хореографии. Какой танец без мысли? Так и за каждым движением директора ДК - мысль. К извечным русским вопросам "Что делать?" и "Кто виноват?" хорошо бы прибавить ещё "Зачем?". Мареева видит, зачем. Видит жизнь, умеет анализировать её проявления, улавливать тенденции и наконец реально влиять, формировать развитие. Когда я спросила Людмила Ивановну, в чём секрет её творческой энергии, организаторского таланта, она ответила: "А секрет только в одном: ты понимаешь, для чего ты всё это делаешь. Если не понимаешь, тогда это невозможно. Задача иногда превосходит твои возможности, даже физические. Но силы есть, и ты идёшь"…
     Только ли финансовые вливания могут поднять учреждение культуры? "Культура при разумном подходе может в чём-то сама окупаться, но без государственной поддержки ей не выжить. И дело не только в деньгах, - говорит Людмила Ивановна. - Сегодня нужны люди".
     А молодых специалистов клубного дела, библиотечных работников в Москве хватает? В Московский государственный университет культуры и искусства Л.И.Мареева и письма писала, и ездила, ходила по кафедрам. Молодых специалистов не дозовёшься. За подготовку кадров клубников университет предлагает заплатить.
     Развиваться дальше "Неге" мешает ограниченная материальная база - нехватка помещений, тесные залы. Всего 89 государственных Домов культуры в Москве, и почти все они расположены в приспособленных помещениях. В САО из 11-ти учреждений культуры только 2 были построены изначально как клубные…
     Мечта Людмилы Ивановны - создать при Совете Федерации Детскую ассамблею культуры, чтобы, пусть раз в год, сенаторы встречались с талантливыми ребятами. Детям важно, чтобы их услышали, увидели успехи, узнали про их учителей. И власти важно их слышать. Потому что настоящее искусство - это как камертон, настраивающий на истинное и не позволяющий фальшивить.