Главная     Редакция     Архив     6(46)/2007  
 

День Победы
(ПРАЗДНИК НА ТВЕРСКОЙ)


Наше наследие
(ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)


Очаги культуры
(КЛУБ ПО СТАНИСЛАВСКОМУ)


Очаги культуры
(«МОСКОВСКИЕ ДУХОВЫЕ СЕЗОНЫ»)


Очаги культуры
(«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»)


Театр
(АЛЬМА МАТЕР)


Рядом с нами
(«БИБЛИОТЕКА – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ»)


Конкурсы
(ЗОЛОТО В БОРОЗДЕ)


Конкурсы
(НА ВЕРНИСАЖЕ КАК-ТО РАЗ…)


Музеи
(ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА В КОЛОМЕНСКОМ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ИЮНЬ)


Год ребёнка
(ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ ШАРЛЯ ПЕРРО)

Год ребёнка
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ)


Год ребёнка
(ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ ХХI ВЕКА)


Культ личностей
(ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ: «ЖИЗНЬ – КАК МОРЕ:
ТО ОТЛИВ, ТО ПРИЛИВ»)


Культ личностей
(КРЕДО – СИНТЕЗ И ГАРМОНИЯ)


ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ: "ЖИЗНЬ - КАК МОРЕ: ТО ОТЛИВ, ТО ПРИЛИВ"

Михаил ТРОФИМОВ

Композитора Евгения Крылатова страна впервые узнала в 1968 году, когда на экраны вышел мультфильм "Умка" с доброй колыбельной песенкой для белого медвежонка: "Ложкой снег мешая, ночь идёт большая…" - и сразу полюбила его за искренность, нежность и мелодизм.

Любовь была взаимной: композитор в долгу не остался и вскоре подарил миру ещё немало замечательных песен, которые всем нам также хорошо знакомы. Песни "Не прошла зима. Снег ещё лежит. Но уже домой ласточка спешит…", "Вернись, лесной олень…", музыка из фильмов "Приключения Электроника" (со знаменитыми "Крылатыми качелями"), "Чародеи" (помните песни, ставшие поистине новогодними гимнами: "Снежинку хрупкую спрячь в ладонь…", "Три белых коня, эх, три белых коня…"?), "Гостья из будущего" ("Прекрасное далёко") - это лишь малая часть его произведений. Произведений, на которых выросли многие из нас, а сейчас вырастают наши дети.
     И сегодня композитор Крылатов полон творческих планов: создаёт новые песни, трудится над мюзиклами, работает в благотворительной общественной организации "Благовест". Даже всего один час, проведённый в гостях у композитора, оказался насыщенным - впечатлений хватило на целый день. И вот на этот материал.
     - Евгений Павлович, любовь к музыке - наследственна?
     - Скорее, нет. Всё зависит от воспитания в семье. А талант, как говорил писатель Пришвин, даётся человеку авансом, и его нужно отрабатывать.
     - Ещё говорят, что талант, живущий в человеке, когда-нибудь непременно вырывается наружу. Когда Вы узнали, что талантливы?
     - Музыкальные способности у меня проявились довольно рано, примерно в 8 лет. Несмотря на то, что родился и рос я вдалеке от столицы - в маленьком городке Лысьва под Пермью, несмотря на то, что я из семьи простых рабочих и что в нашем доме не было музыкальных инструментов, мне всегда нравилась музыка и всё, что с нею связано. В школе, после уроков, урывками, я подходил к пианино и был готов часами что-то подбирать. Дома же занимался по самоучителю; "играл" по столу на листке картона, где была изображена клавиатура. Помню, когда я поступил в музыкальную школу, городское Управление культуры мне как одарённому ребенку выделило на время чёрный рояль. Допотопный, длинный такой, как крокодил: прямострунка XVIII века.
     И потом мне везло с хорошими педагогами: сначала в Пермском музыкальном училище, после - в Московской консерватории. А своему замечательному учителю Михаилу Ивановичу Чулаки я вообще многим в жизни обязан. В то время он был директором Большого театра. Благодаря этому человеку я полностью познакомился с репертуаром театра.
     А в 1965 году на сцене Большого состоялась премьера уже моего балета "Цветик-семицветик".
     - Такое впечатление, что для Вас это было самое счастливое время - с таким восторгом Вы об этом рассказываете.
     - Признаться, в моей жизни было много счастливых мгновений, но те годы - время учёбы - я всегда вспоминаю с каким-то особым чувством. Когда ты молод, жизнь видится ярче, воспринимается удивительнее. Но, пожалуй, переломным и самым радостным для меня остаётся 1953 год - когда я оказался в Московской консерватории. Я словно попал в другой мир. Каково было провинциальному пареньку из рабочего района Мотовилиха очутиться в храме музыки, где по коридорам ходили Дмитрий Дмитриевич Шостакович и Арам Ильич Хачатурян! А учились в то время А.Шнитке, А.Пахмутова, Ю.Саульский, Р.Щедрин, А.Эшпай и многие другие выдающиеся личности.
     - Вас знают в основном как автора музыки для детей. Это, конечно, замечательно, но существует мнение, что детскими песнями зачастую занимаются те композиторы, которые не вполне состоялись в более серьёзных, академических жанрах. Вам не доводилось выслушивать подобные упрёки?
     - Ну, во-первых, некоторые мои песни, такие, к примеру, как "Серёжка ольховая", "И это всё о нём" - далеко не детские. Во-вторых, так уж сложилось, что долгие годы я сотрудничал с Центральной киностудией детских и юношеских фильмов имени М.Горького. Стало быть, и музыка, которая там писалась, - для фильмов, для спектаклей - по определению должна была быть причастна к детской и юношеской тематике. И эти песни не детские как таковые, все они наделены глубоким воспитательным смыслом - рассказывают о дружбе, о честности.
     - С чего началась Ваша работа в кинематографе - с известного мультика про Умку?
     - В мультипликации - да, но не в кинематографе вообще. В 1965 году я в первый раз написал музыку к кинофильму "Такой большой мальчик". Но фильм мне известности не принёс. По-настоящему мой кинематографический дебют состоялся в 1971 году, когда я написал музыку сразу к трём фильмам: "Достояние республики" режиссёра Владимира Бычкова, "Ох, уж эта Настя" Юрия Победоносцева и "О любви" Михаила Богина. С этого момента начинается моя интенсивная жизнь в кино. В общей сложности удалось создать более 140 работ.
     - Взять наугад любую из Ваших песен - и наверняка окажется, что она известна и любима всеми. А есть ли среди них такая, которая наиболее дорога Вам - не в профессиональном, а в человеческом, сокровенном смысле?
     - Это, казалось бы, и лёгкий, и одновременно очень сложный вопрос. В каждую из своих песен я вложил частичку души, а значит, все они дороги мне, как дети. А разве можно собственных детей любить по-разному - кого-то побольше, а кого-то поменьше?
     Одна из песен, которая мне очень близка по душевному настрою, философски, это - "Ласточка". Здесь нежность уже в самом слове, какой-то особый трепет, хрупкость перед стихией и сила воли одновременно. Хотя эта песня даже не столько о ласточке, сколько о любви к Родине. Понимаю, звучит банально. Но это так. К сожалению, сегодня это естественное для каждого нормального человека состояние - любить место, где родился и вырос, у нас зачастую воспринимается как плохо скрываемое ханжество или как демагогия во время политических выборов; в лучшем случае - как отсутствие оригинальности.
     - Насчёт любви к Родине Вы совершенно правы: у нас многим её сегодня не хватает. Но ведь ласточка - птичка перелётная, покидает родину в поисках лучшей доли…
     - Улетает ради того, чтобы не погибнуть от холодов. Чтобы, перезимовав, обязательно вернуться домой. И чем печальнее расставание, тем радостнее встреча.
     - Откуда у Вас, у человека, никогда не уезжавшего из России, такие ностальгические ощущения?
     - Я в жизни много поездил, но действительно, "навсегда" никогда не уезжал. При этом не скрою, в своём родном государстве я нередко чувствовал себя не у дел, причём не в период так называемого застоя, а наоборот - в эпоху бурных перемен. В советские времена было всё не так уж плохо - по сравнению с первыми годами после крушения СССР.
     - Тяжело переживали распад Союза?
     - Болезненно, как и многие другие люди искусства. В нашей стране где-то в году 1990-м начался период лихолетья. В течение первых 4-х лет было особенно тяжело - и морально, и материально. Многие творческие люди вдруг почувствовали себя абсолютно забытыми, невостребованными в собственной стране. Лихолетье выражалось во всём, а в творчестве, пожалуй, особенно.
     Взять, к примеру, кинематограф того периода: отечественные режиссёры фактически прекратили снимать кино - за исключением боевиков про каратэ и второсортных комедий-однодневок; публика перестала ходить в кинотеатры, а те в свою очередь превратились в мебельные магазины и залы игровых автоматов. Страну заполонили убогие кооперативные "салоны", где по видео "крутили", сами знаете, что. А уж про детский кинематограф, про мультипликацию я вообще молчу - в те годы эти жанры просто умерли. Вернее, заснули летаргическим сном. Ведь всё было направлено лишь на получение лёгкого барыша, а детское кино - это не сиюминутный "навар", это инвестиции в отдалённое будущее.
     Творческие люди, как никто другой, остро чувствуют жизнь и тяжело переживают одиночество. Правда, творческий человек, даже если он окружён близкими людьми, почти всегда одинок. Где-то одиночество ему и необходимо, но в разумных пределах - совсем не обязательно идти в отшельники. Например, со мной всегда рядом мои спутницы жизни - жена и дочка. Они во всём мои друзья и помощники. Ещё у меня есть сын и замечательная внучка. Разве с ними можно быть одиноким?..
     Похоже, наше общество наконец-то пробуждается от летаргического сна. Сейчас всё иначе - моим творчеством вновь заинтересовались, опять стали звонить, приглашать. У людей снова появился интерес к музыке, к песням советских лет - не ностальгия, а именно интерес - живой, неподдельный. И это хороший знак для культуры вообще. Ведь наша культура уникальна. Наша музыка индивидуальна и самобытна. Тексты песен содержательны. Их создавали талантливые, истинные поэты: Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Юрий Энтин, Леонид Дербенёв. Жизнь - как море: то отлив, то прилив. Музыкальная жизнь тоже подчиняется своим ритмам.
     Но, к сожалению, в сегодняшней нашей жизни пока ещё мало места благочестию. Масс-культура захлестнула почти всё музыкальное пространство, здорового осталось очень мало. Хотя и в меньшей степени, чем раньше, посредственность по-прежнему вытесняет то лучшее, что может способствовать нравственному очищению людей.
     - Некоторые убеждены, что написать хорошую музыку без вдохновения невозможно…
     - Пётр Ильич Чайковский говорил, что вдохновение не любит ленивых. Я - профессиональный композитор, поэтому не жду, когда меня посетит оно, это самое вдохновение. Тем более работа в кино - это чётко отлаженный механизм группы людей, команды, как сейчас принято говорить. И я дол жен выполнять свою работу в точно указанные сроки, чтобы никого не подвести. И меня радует, что мои песни находят отклик в душах со временников; сейчас какой-то бум на мои песни. И примечательно, что молодёжь особенно тянется к ним.
     - Название романтичной песенки "Крылатые качели" созвучно с Вашей фамилией. Это случайность?
     - Конечно же, нет! Поэт Юрий Энтин постарался. А что - неплохо, по-моему. Мы вместе уже давно сотрудничаем.
     - С чем бы Вы могли сравнить музыку?
     - С божественным нектаром. Откуда он течёт? Быть может, из космоса… Когда Господь посылает миру такие вещи, как произведения Моцарта или Чайковского, это невозможно объяснить никакими материалистическими канонами. Эти вещи никого не оставляют равнодушным, они завораживают - ведь они изначально совершенны!