Главная     Редакция     Архив     9(37)/2006  
 

В округах
(НИНА БАЗАРОВА: «НАЙТИ СВОЮ ИДЕЮ И ПРИВЛЕЧЬ ЕЮ ЛЮДЕЙ»)

Конференция
(МОСКВА - ГОРОД БИБЛИОТЕК)

Конкурсы
(«МОСКОВСКИЕ МАСТЕРА»)

Конкурсы
(ЗОЛОТО ТВОРЧЕСТВА)

Очаги культуры
(СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ )

Очаги культуры
(«ГАЛЕРЕЯ «БЕЛЯЕВО»)

Музеи
(НАИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО?)

Наследие
(СОРОК СОРОКОВ. РАННЕМОСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО)

Театр
(ДРАМАТУРГИЯ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ)

Театр
(МИХАИЛ МИЗЮКОВ: «НАШЕМУ ТЕАТРУ НУЖЕН ДОЛГИЙ ПУТЬ»)

Театр
(«НОВАЯ ОПЕРА»)

Культ личностей
(ГОЛОС-ДУША)

Культ личностей
(ВОЛШЕБНИК МУЗЫКАЛЬНОГО ГОРОДА)

Память
(ВОСХОЖДЕНИЕ К ДОСТОЕВСКОМУ)

Память
(ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)

ЗОЛОТО ТВОРЧЕСТВА

Ольга РУМЯНЦЕВА

"Пространство, мир и мы…" Эти слова имеют много значений, и живописные полотна, составившие экспозицию XVI Московской международной выставки-конкурса современной живописи "Золотая кисть-2006", приветственном слове, открывающем каталог выставочных работ.

В этом году экспозиционным пространством "Золотой кисти" стали залы Центрального Дома художника на Крымском валу. Начавшись 16 лет назад как городская, эта выставка-конкурс современной живописи постепенно превратилась в крупномасштабный проект, объединяющий сразу несколько творческих состязаний. Сегодня у неё есть спутники: "Золотое перо" - Московский международный конкурс поэзии, "Золотая кисточка" и "Золотое перышко" -творческие конкурсы юных художников и поэтов.
     Ещё первая выставка "Золотая кисть" была задумана как праздник общения Художника и Зрителя, таковой она и остаётся все эти годы. Здесь встречаются старые друзья, приобретаются новые, среди уже известных имён мастеров появляются молодые, талантливые художники, многие из которых ещё студенты, и, возможно, "Золотая кисть" даёт им своеобразную путёвку в большую творческую жизнь. В этом году для выставочной экспозиции были отобраны сразу 11 студенческих работ. Картины "Морской натюрморт" Анжелы Айдаровой, "Пик Талгар" Максима Анфёрова, "Москва" Пабло Гонсалеса Денисова, "Осенний свет" Олега Журавлёва, "На практике" Петра Зудова, "Танцовщицы" Дарьи Кай-рамбаевой, "Московское метро" Ангелы Пишара, "Кипрская деревня" Катерины Фукара, "Воспоминания детства" Гуйпин Чжун, "Церковный интерьер. Ростов Великий" Владимира Янаки привлекли внимание жюри свежестью восприятия их авторов и практически профессиональной техникой письма, а работы Игоря Егорова "Утро" и "Трофеи" были отмечены особо и получили специальный приз.
     Имена художников-победителей по традиции объявляют на вернисаже. В этом году по решению жюри, которое несколько лет возглавляет секретарь Союза художников РФ народный художник России Николай Соломин, первую премию вручили Валерию Хабарову за "Портрет А.К.Гурьянова". Второй премии удостоена работа Александра Чичигина "Натюрморт в городе". Третья была присуждена жанровой картине "Начало", созданной Марией Годыной, которая запечатлела будущих художников за работой в студенческой мастерской.
     Портрет, натюрморт, жанровая картина - основные жанры живописи.
     "Портрет по своей природе наиболее философский жанр. Он в основе своей строится на сопоставлении того, что человек есть, и того, чем человек должен быть -писал известный теоретик искусства Ю.М.Лотман. - Портрет как бы двойное зеркало: в нём искусство отражается в жизни, и жизнь отражается в искусстве". Таким "двойным зеркалом", кроме работы Валерия Хабарова, стал, например, "Портрет Наташи" Елены Агафоновой. Евгений Марченко предлагает вглядеться в лица современников, создавая серию портретов "Лики России". Метафорически обобщённые образы России встречаем и на нарядном портрете Алексея Голубева "Крестьянка в русском праздничном костюме", и на картине Бориса Смотрова "Косец". Работы Виктории Афонской "Портрет отца" и Сергея Афонского "Осень. Моя бабушка" внесли в экспозицию щемящую ноту сострадания. А тема преемственности поколений, бесконечного круга жизни нашла отражение в работе Родиона Кузнецова "Отец и сын". Нежно и трогательно выглядит портрет ребёнка "Иринка с ёжиком", написанный Екатериной Чернышёвой. Анималистический мотив в работе Глеба Тернина "Девушка с собакой" звучит как напоминание о неразрывной связи с "братьями нашими меньшими", их бесконечной преданности нам и нашей ответственности "за тех, кого мы приручили". Несколько стилизованный портрет, созданный Игорем Ребровым, "Девушка с зонтиком" - попытка познания художником XXI века тайны вечной женственности. Наверное, над этим задумывался и Александр Ящук, давший своей работе преднамеренно прозаическое название "В ванной". А художник Николай Зарицкий попытался запечатлеть не только виолончелиста Сергея Мороза, но как будто и мелодию, рождающуюся под чуткими руками музыканта.
     Жанровые картины на "Золотой кисти- 2006" - это, например, "На даче" Надежды Борисовой, "Проводы" Сергея Гавриляченко, "Музыка" Юрия Григоряна, "Приглянулась" Святослава Гуляева, "Продавец бахчевых" Важи Месхи, "Семья" Андрея Подшивалова, "Ты жива ещё, моя старушка (Старый дом в Константинове)" Владимира Полуэктова, "Резчики камня" Нины Суховецкой. Историческая тема нашла воплощение в работе Светланы Ананьиной "Печаль победителя" - стилизованном изображении поверженного Наполеона и на полотне Виктора Макеева "Возвращение. 1812 год", посвящённом именно тем, кто смог победить, казалось, всемогущего императора, замахнувшегося на мировое господство.
     Философские аллегории угадываются в образах, созданных на картинах Галины Анисимовой "Весна", Владимира Горланова "Тёплый вечер", Николая Горского-Чернышёва "Над вечным покоем", Наталии Илларионовой "Финал. Льву Новикову -маэстро Пера, Струны и Кисти - посвящаю", Игоря Каретина "Ангел над городом", Михаила Куприкова "Зеркало", Ираклия Тусишвили "Ковчег времени". Сакраментальное - "Вначале было слово" присутствует в философской композиции Николая Бурдыкина "Книжник".
     Отразить ритм и гармонию мира вещей стремятся в своих натюрмортах и интерьерах Ирина Акуленко - "В мастерской скульптора", Константин Астахов "Натюрморт с чесноком", Давид Бабунадзе - "Камни", Николай Крутов - "Интерьер с мольбертом", Вячеслав Кубарев - "Натюрморт с иконой", Рубен Ованесов - "Китайский натюрморт", Виктор Оленинков - "Натюрморт с луком", Павел Тырышкин - "Лестница", Борис Филимонов-"Натюрморт с тёмной бутылкой", Млада Финогенова - "Медовый спас".
     Настоящим украшением стали натюрморты с цветами: "В лучах света" Константина Бердникова, "Дурман" Тамары Бессоновой, "Белые пионы" Валентины Камышниковой, "Букет в чайнике" Елены Каневой, "Хризантемы в вазе" Олега Михайлова, "Грибное лето" Елены Павловской, "Жасмин и дельфиниум" Натальи Постниковой, "Мелодия хризантем" Ольги Романовой, "Натюрморт с голубой драпировкой" Елены Солодовниковой, "Нарциссы" Олега Чистякова.
     Если посмотреть на экспозицию "Золотой кисти" с точки зрения количественного соотношения представленных здесь жанров и тем, то можно увидеть любопытную закономерность, говорящую о том, что современный городской житель тоскует о непосредственном соприкосновении с миром живой природы. Не случайно самым широко представленным на выставке стал жанр пейзажа, такой разный по своему содержанию и стилистическому решению и в то же время чуть-чуть приближающий нас к природе.
     Конечно, и пейзажистов вдохновляют городские мотивы: достаточно назвать "Еропкинский переулок" Тамары Анохиной, "Вечерние дали Москвы" Александра Брусилова, "Кузнецкий мост" Николая Буртова, "Москва. Утро в Трёхпрудном переулке" Александра Власенко, "Сивцев вражек" Татьяны Ивановой, "Поздняя весна" Станислава Скобелева.
     Однако большинство художников стремится в своих работах уйти подальше от городской суеты. Так появились картины "У подножия гор" Алисы Айдаровой, "Гора Барыня" Евгения Биткина, "Луна на Кок-Кая" Геннадия Ефимочкина, "Феодосия. Карантин" Сергея Клишина, "Старая Ялта" Андрея Ковалевского, "Мост на Дрине" Юлии Суховецкой, "Горное ущелье" Дмитрия Яровова. Эти пейзажи отражают впечатления их создателей от путешествий к морю, в горы, далёкие, порой экзотические земли. Но преобладают на выставке картины, впитавшие тихую, неброскую красоту средней полосы России, её лесов, озёр, рек, затерявшихся деревушек, древних монастырей. Вот некоторые из таких работ: "Весенний мотив" Владимира Аграната, "Заметался пожар голубой" Сергея Бауэра, "Щедрая осень" Ольги Богатырёвой, "Родник" Любови Бордуковой, "Прудик" Вячеслава Воронина, "Весенние сумерки" Виктора Виханского, "Начало осени" Андрея Горского, "Апрельский этюд" Константина Дружинина, "Зима в Переславле" Александра Егорова, "Осенний свет" Олега Журавлёва, "Снег сошёл" Алексея Зайцева, "В Боровске" Олега Захарова, "Прозрачный вечер" Риммы Исаковой, "Берёзы на бугре" Анатолия Канушкина, "Солнечный свет" Владимира Крылова, "Тёплая весна" Владимира Литышева, "Утро" Виктора Лукьянова, "Свежий снег" Виктора Наумова, "Калина красная" Дмитрия Некрасова, "На Тарусе ледоход" Бориса Проказова, "Озерцо" Игоря Реброва, "Осень" Олега Румянцева, "Начало марта в лесу" Дмитрия Самодранова, "Снегопад" Григория Соколова, "Рябина" Вячеслава Стекольщикова, "Дорога в Павлове Село" Антона Стекольщикова, "Снова осень" Андрея Терещенко, "Закат на реке" Леонида Тихомирова, "Провинциальный пейзаж" Виктора Христанова, "Разлив" Александра Чижонкова, "Река просыпается" Василия Шишкина. Такие родные и хорошо знакомые с детства сюжеты.
     Почему же горожане, а участники выставки - в основном жители Москвы, других крупных городов, мегаполисов, как принято говорить сегодня, стремятся на своих полотнах удержать кусочек живой природы? Пожалуй, лучший ответ на этот вопрос находим в стихотворении Надежды Урбанской, одного из победителей конкурса "Золотое перо-2006":
     "Ритм городской, и жёсткий, и жестокий,
     Торопит нас природе вопреки,
     Медлительности праздные истоки
     От нас, как лес, как воздух, далеки.
     Так хочется проснуться ясным утром,
     И запах трав впустить в своё окно,
     И, у окна устроившись уютно,
     Подумать не спеша.. .Но не дано".

     А живописные пейзажи в некоторой мере помогают нам приблизить манящую тень лесов и необозримые просторы полей и "запах трав впустить в своё окно".
     Картины художников, представленные на выставке "Золотая кисть", строки поэтов, составившие сборник "Золотое перо" - всё это, смеем надеяться, в какой-то степени позволяет запечатлеть в искусстве и сохранить для потомков образ нашего времени, нашего пространства. Вместе со взрослыми свою лепту в этот непростой и ответственный процесс созидания вносят и дети - участники конкурсов "Золотая кисточка" и "Золотое перышко", щедро отдающие золото своей юной души творчеству, искусству.