Главная     Редакция     Архив     9(37)/2006  
 

В округах
(НИНА БАЗАРОВА: «НАЙТИ СВОЮ ИДЕЮ И ПРИВЛЕЧЬ ЕЮ ЛЮДЕЙ»)

Конференция
(МОСКВА - ГОРОД БИБЛИОТЕК)

Конкурсы
(«МОСКОВСКИЕ МАСТЕРА»)

Конкурсы
(ЗОЛОТО ТВОРЧЕСТВА)

Очаги культуры
(СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ )

Очаги культуры
(«ГАЛЕРЕЯ «БЕЛЯЕВО»)

Музеи
(НАИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО?)

Наследие
(СОРОК СОРОКОВ. РАННЕМОСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО)

Театр
(ДРАМАТУРГИЯ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ)

Театр
(МИХАИЛ МИЗЮКОВ: «НАШЕМУ ТЕАТРУ НУЖЕН ДОЛГИЙ ПУТЬ»)

Театр
(«НОВАЯ ОПЕРА»)

Культ личностей
(ГОЛОС-ДУША)

Культ личностей
(ВОЛШЕБНИК МУЗЫКАЛЬНОГО ГОРОДА)

Память
(ВОСХОЖДЕНИЕ К ДОСТОЕВСКОМУ)

Память
(ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)

НОВАЯ ОПЕРА

Александра РАКОВА

Настоящий современный оперный театр - это вдохновенный поиск и концептуальное новаторство. Не боясь впасть в безвкусицу, отдаться изменчивой моде, основываясь лишь на собственном точном восприятии произведения, дирижёр Евгений Колобов мог подчинить первоисточник задачам постановки. Его музыкальные редакции многих опер и по сей день остаются актуальными, "острыми", неизменно притягивающими к себе интерес зрителей. В 1991 году он основал в Москве один из крупнейших сегодня театров - знаменитую "Новую Оперу". Сейчас музыканта уже нет с нами. Но в каждой постановке театра живёт дух "неистового маэстро".

Сезон 2005/2006 прошёл в театре под знаком 15-летия коллектива и 60-летия со дня рождения его основателя. Несколько грандиозных премьер, вызвавших горячий отклик у зрителей и критики, выпустил коллектив в этом году. 13 февраля 2006 года распоряжением Правительства Москвы театру было присвоено имя Евгения Колобова.
     Маэстро говорил, что опера как музыкальный жанр обладает всеми возможностями: музыкой, словом, вокалом, актёрской работой, живописью и балетом. Только необходимо достойно и профессионально распоряжаться арсеналом художественных средств. Название театра как нельзя лучше отражает эту его идею. Творческий принцип - исполнение незаслуженно забытых произведений и современная трактовка уже известных музыкальных сочинений. Когда-то маэстро упрекали в чрезвычайной экспрессивности, в слишком смелом экспериментировании с классическими спектаклями, но Колобов - воплощение духа Оперы с её страстями, непостоянством, обострённым чувством трагического. И сегодня коллектив старается держать "высокую планку" театра Евгения Колобова.
     Первая премьера сезона - "Норма" Беллини, поставленная одной из самых востребованных постановочных групп Европы - режиссёрами Й.Вилером, С.Морабито и художницей А.Фиброк (музыкальный руководитель и дирижёр Ф.Коробов). Это сценическая версия спектакля Штутгартской государственной оперы. Декорации же изготовили специально для постановки в "Новой Опере", и целый месяц режиссёры работали с артистами над мизансценами. Отличительная черта немецких постановщиков - перенос времени действия оперы в современный контекст (в данном случае во времена французского Сопротивления) с сохранением сюжетной канвы. По словам С.Морабито, его вдохновили итальянские кинематографические характеры эпохи неореализма. В московском варианте образ Нормы стал более тёмным, жёстким и драматичным. В классическую партитуру режиссёр вернул отрывки, исключённые самим Беллини из авторской редакции. Спектакль идёт 3,5 часа. Партия Нормы - 93 минуты чистого пения. Из-за трудности партии певицы часто отказываются её петь. Но исполнительница Нормы солистка "Новой Оперы" Э.Хохлова с честью выдерживает "вокальный марафон".
     
     Ученик Б.Брехта, создавший уникальный театральный язык синтеза живописи, искусства сценографии, дизайна костюмов и режиссуры, мэтр немецкого театра А.Фрайер поставил свой первый спектакль в России - "Волшебную флейту" Моцарта (музыкальный руководитель и дирижёр Э.Клас). В "Новой Опере" режиссёр превращает постановку в игру Любви и Власти. Вместе с главным героем Тамино зритель путешествует по священному солнечному кругу, по системе закономерностей, лишений, надежд, испытаний. Это "процесс становления человека, полный страсти и страха, в котором Любовь и Власть сильны, как и Смерть". Опера построена на контрастах: мир Царицы ночи -белый, а Зарастро - чёрный. По 7 часов в день репетировал 73-летний режиссёр, участвуя в каждой мелочи при выпуске спектакля. Результатами работы А.Фрайер был доволен, отметив мастерство труппы театра.
     
     Премьеру "Руслана и Людмилы" М.Глинки (режиссёр И.Фадеев, художник В.Герасименко, дирижёр С.Лысенко) коллектив посвятил своему Мастеру. Работа над спектаклем шла с юмором и импровизацией. В каждой картине множество превращений, где "от чудес и чудачеств дух захватывает у детей и взрослых": учёный Кот "кислотных цветов", поле из гигантских одуванчиков, танцующие мухоморы. С постановки этой оперы началась история театра в 1991 году, когда на музыкальном фестивале в Италии впервые прозвучала музыкальная редакция Евгения Колобова. Затем "фантазия" долгие годы шла в полусценическом варианте, объездив города России и зарубежья и даже получив титул "Звезда недели" от немецкой газеты "Аlgemeine Zeitung" во время гастролей театра в Германии. В сезоне 2005/2006 эта редакция оперы обрела новое сценическое воплощение.
     Памяти маэстро посвящён ежегодный зимний фестиваль "Крещенская неделя в "Новой Опере", в рамках которого были показаны лучшие спектакли театра, основанные на музыкальных редакциях Е.Колобова, и премьеры концертных программ с участием выдающихся музыкантов современности. Знаменитый Э.Клас с марта этого года -главный дирижёр театра, главный же приглашённый дирижёр Ю.Темирканов!
     
     Сегодня в "Новой Опере", что в знаменитом московском саду "Эрмитаж", работает более 600 человек. Коллектив - обладатель Национальной театральной премии "Золотая маска", Российской оперной премии "Casta Diva", участник множества международных и российских музыкальных фестивалей, а с 1999 года - член Международного европейского оперного сообщества. За 15 лет театром сыграно 1050 спектаклей. С коллективом сотрудничают режиссёры. Оригинальный репертуар театра основан на авторских редакциях Е.Колобова. Здесь "О Моцарт! Моцарт..." (по опере "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова и "Реквиему" Моцарта), "Евгений Онегин" Чайковского, "Травиата" Верди, "Первая любовь" Головина (дебют Е.Колобова в качестве режиссёра-постановщика спектакля). В списке также "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Демон" Рубинштейна, "Риголетто" и "Двое Фоскари" Верди, "Сельская честь" Масканьи, "Паяцы" Леонкавалло, "Искатели жемчуга" Визе, "Царская невеста" Римского-Корсакова, "Кошкин дом" Вальдгарта. Театру принадлежат первые в России постановки опер "Мария Стюарт" Доницетти, "Валли" Каталани, "Борис Годунов" Мусоргского (в первой авторской редакции), "Гамлет" Тома. Коллективом создан новый театральный жанр - творческий портрет музыкантов (спектакли "Мария Каллас", "Viva Verdi!", "Беллини", "Россини", "Bravissimo!").
     Весной этого года "Новая Опера" участвовала в фестивале "Дни Москвы в Карлсруэ", а оркестр театра выступил на концертах греческого тенора М.Франгулиса (Кипр). Летом в "Новой Опере" прошёл ежегодный "Летний фестиваль балета", где главными героями были Государственный академический театр классического балета под руководством Н.Касаткиной и В.Васильева, балетная труппа Государственного академического детского музыкального театра имени Н.Сац (художественный руководитель - народный артист России В.Кириллов) и "Имперский русский балет" под управлением Г.Таранды. Осенью в Центре музыки города Куопио (Финляндия) зрители увидят оперу "Евгений Онегин", оркестр театра вместе с "Имперским русским балетом" по традиции будет гастролировать в другом финском городке - Миккели. Ожидаемые премьеры нового сезона - "Дон Кихот", "Набукко", "Любовный напиток", "Кармина Бурана", предполагается сотрудничество с известным и уже пробовавшим свои силы в Большом X. де Влиегером.
     
      "В оперном театре главный законодатель - Музыка", говорил Е.Колобов. Как на любой сцене, здесь тоже случались ошибки, хотя в музыкальном отношении постановки недосягаемо опережали время и поэтому оставались вне конкуренции. И сегодня дирижёров, режиссёров, художников, певцов Московского театра "Новая Опера" имени Е.В.Колобова объединяют память и любовь к маэстро.