Главная     Редакция     Архив     9(37)/2006  
 

В округах
(НИНА БАЗАРОВА: «НАЙТИ СВОЮ ИДЕЮ И ПРИВЛЕЧЬ ЕЮ ЛЮДЕЙ»)

Конференция
(МОСКВА - ГОРОД БИБЛИОТЕК)

Конкурсы
(«МОСКОВСКИЕ МАСТЕРА»)

Конкурсы
(ЗОЛОТО ТВОРЧЕСТВА)

Очаги культуры
(СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ )

Очаги культуры
(«ГАЛЕРЕЯ «БЕЛЯЕВО»)

Музеи
(НАИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО?)

Наследие
(СОРОК СОРОКОВ. РАННЕМОСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО)

Театр
(ДРАМАТУРГИЯ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ)

Театр
(МИХАИЛ МИЗЮКОВ: «НАШЕМУ ТЕАТРУ НУЖЕН ДОЛГИЙ ПУТЬ»)

Театр
(«НОВАЯ ОПЕРА»)

Культ личностей
(ГОЛОС-ДУША)

Культ личностей
(ВОЛШЕБНИК МУЗЫКАЛЬНОГО ГОРОДА)

Память
(ВОСХОЖДЕНИЕ К ДОСТОЕВСКОМУ)

Память
(ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)

МИХАИЛ МИЗЮКОВ: "НАШЕМУ ТЕАТРУ НУЖЕН ДОЛГИЙ ПУТЬ"

Ольга ИГНАТЮК

Московский государственный историко-етнографический театр - единственный в стране, знают его все любители народного искусства. Изучающий русский фольклор, народные традиции и обряды, он ставит спектакли, достойные войти в золотой фонд отечественной культуры. Тут можно увидеть исторические драмы, площадные действа, ярмарочные представления, а также услышать старинные духовные песнопения, "Русский календарь", "Казачье действо", "Народная мозаика", "Ярмарка начала века" одновременно с целым собранием русских сказок гордо являют его афишу как энциклопедию русской жизни. Художественный руководитель театра Михаил Мизюков -признанный авторитет в сфере народного искусства.

- Михаил Александрович, ваш Историко-этнографический театр - совершенно эксклюзивный, все об этом знают, и скоро ему уже 20 лет. Но то, что он единственный в своём роде, обозначает ли лёгкость и успешность его пути?
     - Смотря, что Вы вкладываете в понятие успешности.
     - Всё: любовь зрителя, известность и популярность, рейтинг среди других московских театров.
     - Да, возле нашего театра не спрашивают "лишнего билетика", и особого зрительского ажиотажа не наблюдается. Но ведь это и невозможно вокруг театра подобного направления. Когда-то мы создавали его с юношеским идеализмом и пылом, ну а теперь стали более взрослыми и более мудрыми. Но по-прежнему наша цель - сделать театр популярным, и я прекрасно понимаю, что задача эта непростая. Если строго выдерживать нашу идейную линию - то ясно, что путь Историко-этнографического театра к успеху долог и непрост.
     - В вашем театре особая атмосфера, стильные старинные интерьеры, "русский дух"... Но вот, например, многие критики говорят: "Я не хожу сюда, мне тут, неинтересно".
     - Естественно, ведь мы не можем быть одинаково актуальны для всех, к тому же никогда не идём на творческие и репертуарные компромиссы. Можно было бы, наверное, любую балалайку и любой русский костюм так "модернизировать", что от них бы ничего исконного не осталось, а зрителю это как раз и было бы занятно. Но мы не "театр интерпретаций", как, например, Театр Владимира Назарова. Мы -"идейные зануды", выбравшие раз и навсегда свой единственный путь. И никогда не встанем на коммерческие рельсы.
     - Безусловно, в случае любых "этнографических модернизаций" вага театр потерял бы всякий смысл.
     - К тому же у нас имеются организационно-производственные проблемы - например, с рекламой и реализацией билетов. Ведь грамотных уполномоченных по распространению билетов вообще мало, а понимающих специфику нашего искусства - тем более.
     - И всё же, как Вы думаете, каким образом стать И сторико-этнографическому театру "модным"? Ведь, что лукавить, для зрителя важен "модный интерес"! Он идёт лишь на то, о чём "все говорят". И скорее пойдёт к Назарову, чем к вам, потому что у него - этнографическая эстрада, и там всем будет весело!
     - Да, это проблема: как сделать, чтобы национальное искусство стало престижным и модным, как, например, классическая опера и балет? Для этого надо проводить фольклорные форумы и фестивали на шикарном уровне, и чтобы это был масштаб Олимпийских игр, не меньше. И чтобы они широко освещались в СМИ и транслировались по всем каналам. Словом, должны вкладываться колоссальные средства, если мы хотим, чтобы фольклор был престижен. А много средств у нас сейчас вкладывается в народное искусство? Мизер. Часто же фольклор вообще подаётся как некий "обслуживающий момент" для всяких мероприятий, встреч и увеселений. А как самостоятельная ценность, достойная быть модной и престижной, - увы.
     - Это недостаток нашей общей культуры: восприятие народного искусства как эстрады. Нагаи люди знают его в основном через творчество Бабкиной и Кадышевой. Кстати, а вы ведь уже создали свой собственный, авторский фольклорный фестиваль "Русский остров"?
     - Но в нём есть своя тонкость, своя особенность! У нас в стране есть много музыкально-фольклорных фестивалей.
     Моё же детище - именно фестиваль театров фольклора. Он прошёл у нас уже 2 раза и будет проходить каждые 2 года. Теперь планируется в 2007 году.
     - Мне кажется, что репертуар вашего театра - "вечный": поскольку любой спектакль (тот же "Русский календарь" или "Казачье действо") можно играть бесконечно. Да, вся ваша афиша абсолютно "вневременная". Кстати, в России ведь огромное количество материала для историко-этнографического направления?
     - Действительно, вокруг нас кладезь репертуара - и исторического, и фольклорного, и обрядового. Только для "Русского календаря" (спектакля древних обрядов Руси) можно найти фактуры на десяток серий. Много и семейных обрядов - допустим, свадебных.
     - И ведь не только обрядовая культура - вага репертуар, вся русская классика - тоже. То есть всё, кроме современной драмы?
     - Да я бы и современную драму не исключал, поскольку есть пьесы, посвящённые историческим событиям Руси, - что также нам интересно.
     - А какая форма решения действия для вас наиболее продуктивна - может быть, "уличная", "интерактивная"? Или же привычная: сцена - зрительный зал?
     - Для каждого конкретного материала - своя форма. Для "Ярмарки начала века" она максимально интерактивна: зритель уже в фойе попадает в её атмосферу, окружённый всевозможными старинными площадными увеселениями и забавами. И наш будущий спектакль "Русская свадьба" рассчитан на живое зрительское участие в свадебном действе, от начала до конца. Но есть спектакли, где такая форма неуместна. Если же говорить об уличных представлениях - то это вообще отдельная сфера нашего творчества.
     - И очень успешная! Ваши уличные представления, посвящённые Масленице, Пасхе, Святкам и другим старинным праздникам, суперпопулярны в вашем Северо-Восточном округе да и во всём городе. Вас постоянно приглашают ставить обрядовые действа и в Архангельское, и в Коломенское, всюду вы востребованы как знатоки народных обрядов!
     - Нам заказывали и историческое действо к 100-летию станции "Лосиноостровская", возле которой стоит наш театр, к 100-летию посёлка "Лосиноостровский", к юбилею станции "Бескудниково" и даже к юбилею Рижского вокзала. А всё начиналось когда-то с самых первых наших спектаклей на открытом воздухе - тургеневский спектакль на Бежином лугу, действо "Свеча земли русской" в Высоко-Петровском монастыре, мы делали даже исторический спектакль "Семён Дежнев" на Чукотке. И мне самому интересно время от времени обращаться к крупным масштабно-историческим формам.
     - Ваша режиссура - истинно эксклюзивная, единичная, и Вы представляетесь мне абсолютно "штучным" режиссёром, который на основе собственного опыта может уже создавать и собственную школу. Ваш театр - это Ваше бесценное собственное ноу-хау со своей методикой, идеями и открытиями. И этому всему вряд ли где-то можно научиться.
     - Конечно, ведь я занимаюсь своим направлением уже 20 лет, выработав уже и собственную школу режиссуры народного театра. Однако, ещё учась в Щепкинском училище, а потом в Щукинском, я понял, что основа для Историко-этнографического театра - это всё-таки классика драматической режиссуры, без неё никуда не двинешься.
     - И можно уже говорить о том, что Михаил Мизюков всей своей жизнью и творчеством создал собственную режиссёрскую школу? Ведь то, что умеете Вы, не умеет никто.
     - Звучит это, конечно, масштабно... Мне, кстати, кажется, что в последнее время потребность в режиссуре народных действ и праздников в России налицо. Я ведь уже вёл во Владимирском колледже искусств курс "Режиссура народного праздника и обряда". А сейчас Московский колледж культуры предложил мне преподавать эту дисциплину. Специалистов же подобного жанра у нас практически нет. И когда, например, понадобился режиссёр фольклорного праздника для фильма Н.Михалкова "Сибирский цирюльник", то сразу же вышли на меня, и я поставил в нём знаменитую сцену масленичного гулянья.
     - Каким будет ваш новый спектакль "Комедъ. XVII век", который выйдет в начале сезона?
     - Хочу, чтобы он был интересен всем слоям зрителей. Ведь исторические сюжеты сейчас интересуют очень многих. А наша "комедь" ожидается яркой, неожиданной и захватывающей.