Главная     Редакция     Архив     9(37)/2006  
 

В округах
(НИНА БАЗАРОВА: «НАЙТИ СВОЮ ИДЕЮ И ПРИВЛЕЧЬ ЕЮ ЛЮДЕЙ»)

Конференция
(МОСКВА - ГОРОД БИБЛИОТЕК)

Конкурсы
(«МОСКОВСКИЕ МАСТЕРА»)

Конкурсы
(ЗОЛОТО ТВОРЧЕСТВА)

Очаги культуры
(СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ )

Очаги культуры
(«ГАЛЕРЕЯ «БЕЛЯЕВО»)

Музеи
(НАИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО?)

Наследие
(СОРОК СОРОКОВ. РАННЕМОСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО)

Театр
(ДРАМАТУРГИЯ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ)

Театр
(МИХАИЛ МИЗЮКОВ: «НАШЕМУ ТЕАТРУ НУЖЕН ДОЛГИЙ ПУТЬ»)

Театр
(«НОВАЯ ОПЕРА»)

Культ личностей
(ГОЛОС-ДУША)

Культ личностей
(ВОЛШЕБНИК МУЗЫКАЛЬНОГО ГОРОДА)

Память
(ВОСХОЖДЕНИЕ К ДОСТОЕВСКОМУ)

Память
(ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

истории искусства есть целые семьи и династии известных художников. Одна из таких семей - Васнецовы, Братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы - два ярких, индивидуальных живописца, воспевших в своём искусстве Россию, её народ, природу, историю. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Аполлинария Михаиловича Васнецова

А.М.Васнецов родился 6 августа (25 июля по старому стилю) 1856 года в селе Рябове Вятской губернии в семье священника. С детства очень любил рисовать. Большое влияние оказал на него старший брат Виктор, уже учившийся в Петербургской Академии художеств и после смерти родителей взявший на себя заботу о младшем. Братья были дружны всю жизнь, имели общие взгляды, помогали друг другу. Аполлинарий Васнецов не сразу решился стать художником, он имел широкие интересы и разнообразные увлечения: геология, астрономия, литература, педагогика. Движимый благородными стремлениями, он больше года проработал сельским учителем, просвещая крестьян. Но любовь к искусству взяла верх, и Аполлинарий вернулся к занятиям живописью. Он писал много этюдов, рисовал иллюстрации для разных журналов. Вместе с братом Виктором часто ездил в имение Саввы Ивановича Мамонтова - Абрамцево, где познакомился с И.Репиным, В.Поленовым, В.Суриковым, В.Серовым, М.Нестеровым, стал активным участником Абрамцевского художественного кружка.
     Окружённый замечательными художниками и испытывая их влияние, А.Васнецов сумел найти свой почерк. Первым признанием таланта молодого автора стало приобретение его пейзажа "Серенький день" (1883) Павлом Михайловичем Третьяковым. Долгие годы пейзажи средней полосы России, Сибири и Урала были главной темой творчества живописца. Изображая русскую природу, он находил в ней отражение национального характера, истории страны. Художник много путешествовал. Был в Крыму, на Кавказе, Украине, в Италии, Франции и других европейских странах, создал множество этюдов и больших полотен. Но главными всё же оставались монументально- эпические пейзажи родного ему русского севера. Аполлинарий Васнецов как никто другой сумел почувствовать суровую красоту и силу Уральских гор и рек. Эти работы принесли ему широкое признание: он был избран действительным членом Академии художеств, после смерти И.Левитана возглавил пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где проработал 17 лет. Его учениками были С.Герасимов, В.Мешков и другие известные художники. Как педагог Васнецов достойно продолжил традиции А.Саврасова, В.Поленова и И.Левитана, руководивших пейзажным классом в разные годы.
     Но в творчестве самого А.Васнецова всё большее место стала занимать другая тема - старая Москва. Художник в своих мемуарах объясняет это так: "Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлёкся ею? На это трудно ответить. Может быть, потому, что я люблю всё родное, народное, а старая Москва - народное творчество в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что, очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице - месте моей учительской деятельности, был поражён видом Москвы, конечно, главным образом Кремлём". Одна из первых картин с изображением Москвы - "Московский Кремль. Соборы" была написана из окон квартиры, где в течение 10 лет жил художник. Глядя каждый день на такую красоту, он не мог остаться к ней равнодушным. В 1900 году Васнецов даже поднялся на воздушном шаре над Москвой и сделал зарисовки с высоты птичьего полёта. Он увлёкся археологией, стал серьёзно изучать историю Москвы, работал вместе с известными историками Иваном Забелиным и Василием Ключевским в Московском археологическом обществе, действительным членом которого был с 1906 года. Аполлинарий Васнецов не просто рисовал Москву, как ученый он собирал и анализировал архивные и археологические материалы, писал научные статьи и доклады. Талант художника сочетался в нём с большой эрудицией и увлечённостью исследователя.
     Важным этапом в творчестве Васнецова стала работа над декорациями к опере М.Мусоргского "Хованщина" для Московской частной "Валдайский оперы С.И.Мамонтова в 1897 году. Ему удалось очень достоверно передать историческую обстановку и архитектурные пейзажи Москвы XVII века. В дальнейшем он оформил ещё немало спектаклей.
     В живописных и графических работах художник создал жанр историко-архитектурного московского пейзажа. Большие полотна, посвящённые Москве, воссоздают яркие картины из жизни древнего города. Вот ранним зимним утром по деревянной мостовой среди нарядных и причудливых построек Кремля мчатся два всадника-гонца: монах и воин. Чувствуется тревожное смутное время - начало XVII века. Трагическая, мрачная картина "Московский застенок. Конец XVI века" показывает пыточную камеру в Кремле времён Ивана Грозного и Бориса Годунова. Работа "Всесвят-ский каменный мост. Конец XVII века" изображает прекрасную панораму Кремля в солнечный, морозный день и весёлых скоморохов, развлекающих народ на улице.
     По произведениям А.Васнецова можно проследить всю историю нашей столицы. Цикл графических листов, созданных для Музея истории и реконструкции Москвы, поэтапно представляет облик города со времени его основания князем Юрием Долгоруким до конца XVII века. Глядя на картины Васнецова, современный зритель погружается в подлинную атмосферу жизни древних москвичей. Более 100 произведений, посвящённых Москве, создано художником. В статье "Облик старой Москвы", опубликованной во 2-м томе "Истории русского искусства" под редакцией И.Грабаря, А.Васнецов писал: "История города, которому посчастливилось быть центром жизни страны, в высшей степени поучительна. Как в фокусе, здесь сходятся равнодействующие всех влияний, складывающих национальный облик. Такой город, как зеркало, отражает развитие страны".
     Художник обладал и незаурядным литературным талантом, им написано множество очерков, статей, книга "Художество" о живописи, автобиография. Много сил отдавал он общественной деятельности, был на редкость деликатным, скромным, но очень принципиальным человеком и пользовался большим уважением коллег.
     Уникальное собрание работ А.М.Васнецова находится в Музее истории и реконструкции города Москвы, в создании которого он сам принимал участие. Ряд его произведений - в Третьяковской галерее. В 1965 году, через 32 года после смерти художника, в его квартире и мастерской в Фурманном переулке был открыт музей, посетители которого могут окунуться в атмосферу интеллигентного, уютного дома, где бывали К.Коровин, В.Поленов, В.Васнецов, Л.Пастернак, И.Бунин, В.Гиляровский и другие выдающиеся деятели искусств и науки. Сохранилась вся подлинная обстановка, представлено много работ художника и собранная им коллекция. Многие предметы мебели сделаны в абрамцевских мастерских по рисункам А.Васнецова. После шумных бурлящих улиц делового центра столицы приятно очутиться в музее-квартире, где всё рассказывает о созидательной жизни замечательного художника - исследователя древней Москвы Аполлинария Михайловича Васнецова.