Главная     Редакция     Архив     12(52)/2007  
 

Год русского языка
(ФАКТОР КОНСОЛИДАЦИИ)



Год русского языка
(«ОТ ПУШКИНА ДО НАШИХ ДНЕЙ»)


Московские приметы
(МНЕ В МОЁМ МЕТРО…)


Конкурсы
(ПЕРА ЗОЛОТАЯ ПОРА…)


Проблемы
(НЕ ПРЕРВЁТСЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)


Год ребёнка
(АНТОН, СВЕТЛАНА И ДРУГИЕ)


Год ребёнка
(«ГАВРОШ» ШАГАЕТ ПО МОСКВЕ)


Фестивали
(НА РУССКОМ ОСТРОВЕ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ДЕКАБРЬ)


Московские адреса
(ГДЕ ОНА – МАЛАЯ РОДИНА?)


Театр
(В АТМОСФЕРЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДЪЁМА)


Музеи
(ОБЕРЕГ ОТ ГОРДЫНИ)


Очаги культуры
(ПЛАВАНИЕ ДЛИНОЮ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА)


Очаги культуры
(ШКОЛА ИМЕНИ Ф.И.ШАЛЯПИНА)


Очаги культуры
(ПАРОЛЬ «МСХШ»)



ОБЕРЕГ ОТ ГОРДЫНИ

Наталья РОГИЛО

Помню свой первый школьный атлас. На развороте 15 фигур в национальных костюмах, символизирующих 15 республик. Все они держатся за руки. А мы с девчонками с интересом рассматриваем украинку с венком на голове, узбечку с множеством косичек, татарку в монистах…

Недавно стою на остановке. А подростки из соседней школы оттачивают своё "остроумие" на смуглом пареньке в оранжевом жилете.
     Взрослые делают вид, что не слышат.
     Национальный вопрос. Приглашаю поговорить о нём в необычном месте - Музее этнографических костюмов на куклах. Недавно ему исполнилось 40 лет. Здесь хранятся экспонаты, свидетельствующие о многовековой дружбе народов. Кроме того, при музее работает студия "Маленькие мастера". Изучая историю костюмов, традиции и обычаи разных этносов, дети создают удивительные костюмы в миниатюре.
     Сначала это был обычный школьный кружок "Умелые руки". Заявив о себе на серьёзных выставках, он превратился в музей и студию - филиал Дома культуры "Нагатино" в районе Нагатинский затон. Многие годы возглавляла учреждение Элеонора Владиславовна Железняк. Сегодня бережно хранит и преумножает традиции музея его нынешний руководитель Людмила Николаевна Иванникова. Она, как и её предшественница, преподаёт здесь декоративно-прикладное искусство.
     Выставочный фонд музея насчитывает около 1000 экземпляров. У возникновения каждого костюма своя история и судьба. Первая награда музея - серебряная медаль ВДНХ в 1967 году за коллекцию костюмов союзных республик. Юные мастера шли в ногу со временем. В 1983 году проходил Марш женщин мира; в мастерской музея в связи с этим были изготовлены национальные костюмы 32-х стран-участниц. Создание шотландского костюма было приурочено к визиту М.С.Горбачёва в Шотландию. С различными делегациями экспонаты музея побывали в 16-ти странах мира.
     Сегодня роль кукол в этнических костюмах аполитична - они служат госпоже Культуре и господину Образованию. Например, куклы в костюмах литературных и сказочных героев блистали на балу, посвящённом юбилею Александра Сергеевича Пушкина, в Центральном государственном концертном зале "Россия".
     Великолепные коллекции музея ежегодно бывают представлены на Днях славянской культуры и письменности, на фестивалях искусств и народного творчества.
     Переступаю порог той самой студии, где зарождаются идеи и происходят муки творчества. Разгар занятий. Среди лоскутков, ниток и пуговиц девочки склонились над рукоделием. Л.Н.Иванникова неторопливо ведёт рассказ: "...В Московской губернии костюмы были скромные (не считая царских). В основном использовался текстиль: ленты, вышивки. А вот на Севере носили богатые сарафаны. Их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями. Потому что там добыча была.
     …Традиции держались очень крепко. Фасоны почти не менялись. Иногда один костюм вышивала бабушка, а заканчивала внучка. Дети приучались с 5-ти лет плести пояса, кружева, помогали ткать.
     … Чтобы уберечься от сглаза, девушки повязывали ленты. На кокошники подвешивали колты с ароматами или помпончики из лебяжьего пуха. Считалось, что злой взгляд, остановившись на украшении, терял силу".
     - Усидчивости Ваших учениц хочется позавидовать, - замечаю я Людмиле Николаевне.
     - Да, у нас очень сложная программа, - говорит она. - Вышивка, шитьё, вязание, бисероплетение, аппликации, фитодизайн, папье-маше и др.
     Благодаря занятиям дети разрабатывают пальчики, развивают речь.
     Мы друг другу истории рассказываем, песни поём. Многие приходят сюда очень скованные, заторможенные, а потом раскрываются.
     - А между собой дети ладят?
     - Поскольку у нас занимаются дети разных национальностей, иногда слышу: "Вот пришли!..". Я это сразу пресекаю. Говорю: у нас здесь все равны! Если человек знает и уважает свои корни, он будет уважать и чужие традиции. Музей делает многое, чтобы русская старина, то, чем жили наши предки, стали детям близки и понятны. Например, к юбилею музея у нас воссоздана настоящая русская горница: деревянный стол, лавки, старинные самовары и всевозможная утварь, прялки, русское узорное ткачество.
     - Людмила Николаевна, не считают ли Ваши рукодельницы в джинсах что, предметы их изучения давно устарели?
     - Что Вы! Сегодня, к примеру, коклюшечное кружево переживает бум. В народном стиле сейчас носят лоскутные юбки, жакеты. Снова в моде народные украшения из бисера: герданы и гайтаны.
     А я продолжаю знакомство с музеем. Среди ценных экспонатов большая коллекция военного костюма.
     Герои Куликовской битвы: крестьянин в зипуне, лаптях, с топором, а рядом богатый воин в кольчуге, латах, с копьём - кто в чём мог, в том и спасал Отечество. Петровский период: великий реформатор в кафтане, сапогах-ботфортах и шляпе-треуголке; Пётр Алексеевич лично участвовал в разработке военных костюмов.
     Великая Отечественная война: костюмы разных родов войск, под которыми одинаково бились сердца азербайджанцев, армян, русских...
     Правда, сегодня внуки и правнуки их крайне не любезны друг с другом.
     У тревожной тенденции есть два объяснения. Незнание собственной национальной культуры ведёт к потере самобытности, а пренебрежение культурой и традициями других национальностей - к ксенофобии.
     Недавно газета "Комсомольская правда" опубликовала результаты социологического опроса московских школьников по поводу национального вопроса. Часть их отзывается о представителях отдельных национальностей резко негативно, часть лояльна ко всем. Настораживает то, что всё же большинство подростков не может сделать выбор в пользу общечеловеческих ценностей.
     Конечно, отправлять всех в Музей этнографических костюмов на куклах было бы неправильно. Это дело вкуса. Но существенно повлиять на ситуацию могут и другие учреждения культуры благодаря развитию различных форм работы по воспитанию в юном поколении культуры межнациональных отношений. Ведь удаётся же музею уже многие годы прививать детям настоящую гордость за свой народ, а не гордыню. С юбилеем!