Главная     Редакция     Архив     12(52)/2007  
 

Год русского языка
(ФАКТОР КОНСОЛИДАЦИИ)



Год русского языка
(«ОТ ПУШКИНА ДО НАШИХ ДНЕЙ»)


Московские приметы
(МНЕ В МОЁМ МЕТРО…)


Конкурсы
(ПЕРА ЗОЛОТАЯ ПОРА…)


Проблемы
(НЕ ПРЕРВЁТСЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН)


Год ребёнка
(АНТОН, СВЕТЛАНА И ДРУГИЕ)


Год ребёнка
(«ГАВРОШ» ШАГАЕТ ПО МОСКВЕ)


Фестивали
(НА РУССКОМ ОСТРОВЕ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ДЕКАБРЬ)


Московские адреса
(ГДЕ ОНА – МАЛАЯ РОДИНА?)


Театр
(В АТМОСФЕРЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДЪЁМА)


Музеи
(ОБЕРЕГ ОТ ГОРДЫНИ)


Очаги культуры
(ПЛАВАНИЕ ДЛИНОЮ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА)


Очаги культуры
(ШКОЛА ИМЕНИ Ф.И.ШАЛЯПИНА)


Очаги культуры
(ПАРОЛЬ «МСХШ»)



РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ДЕКАБРЬ

Пётр БАРАНОВСКИЙ

В римском календаре декабрь был 10-м месяцем года, на что и указывает его современное латинское название december.

На Руси 3 зимних месяца - декабрь, январь и февраль - считались волчьим временем.
     Это было связано с верованием в то, что зима в образе волка нападает на землю и вонзает в неё свои острые зубы - холод. Но декабрь в этом смысле особый месяц - именно в эту пору собираются самые большие и отнюдь не символические волчьи стаи, представляющие для сельского жителя постоянную опасность.
     Древнеславянские названия декабря: студен (студень), хмурень, грудень (в украинском языке он до сих пор сохранил это наименование), ледостав, ледостай, рекостав, просинец (в некоторых местах это название относилось к январю), лютовей, лютень, стужило, стужайло, ветрозвон, ветрозим, ознобень, заверняй, заморозь. Декабрю досталась и особая "честь": он начинает зиму и завершает год.
     4 декабря православные христиане отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы. Этот великий двунадесятый праздник является средостением между Ветхим и Новым Заветом. Церковное предание запечатлело восходящую по высоким ступеням Иерусалимского храма, никем не поддерживаемую, трёхлетнюю Отроковицу, без труда преодолевающую 15 ступеней лестницы.
     Эти ступени являются символическими и к другому празднику - празднику Рождества Христова.
     Поэтому на утрене с праздника Введения под сводами храмов звучит песнопение: "Христос рождается…".
     Так раскрывается глубокий духовный смысл Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сама же Пречистая будет именоваться новой скинией и кивотом (как Мать Господа Вышняго), а также лестницей - той лестницей, по которой всё человечество сможет вернуться на небо к своему небесному Отцу.
     В народном месяцеслове праздник Введения отмечен целым рядом поверий и связанных с ними обычаев, зародившихся в лоне матери-природы, отовсюду охватывающей повседневную жизнь крестьянина-земледельца. Именно это обстоятельство обусловило то, что более чуткий к климатическим переменам крестьянин истолковал название праздника по-своему, говоря: "Введение пришло - зиму привело".
     4 декабря и в городах, и в сёлах происходили традиционные "санные гулянья". Справившие накануне свадьбу могли участвовать в обряде, который назывался "Казать молодую". Для этого молодую жену наряжали в лучшие одежды, а её муж, подпоясанный кушаком, должен был блеснуть своей сноровкой в управлении лошадьми, запряжёнными в расписные сани.
     Повсюду в это время проходили Введенские ярмарки. На Лубянке в Москве шла бойкая торговля санями. Продавцы, расхваливая свой товар, старались перекричать друг друга: "Вот сани-самокаты, / Разукрашены, богаты, / Разукрашены-раззолочены, / Сафьяном оторочены!". Торг, таким образом, приобретал ещё и эстетическое качество, выражая тем самым немеркантильный характер русского человека, поскольку для него важно было не только сбыть с рук товар (или его купить), но и чувствовать свою связь с "корневой системой" единого словесного древа народной жизни.
     5 декабря в день памяти святого Прокопия, жившего в III веке, народ вспоминал такие поговорки: "Пришёл Прокоп - разрыл сугроб, по снегу ступает - дорогу копает", "Где прокопал Прокоп, там мужику и зимний путь". Однако, несмотря на "услуги" Прокопа, крестьяне, чтобы обеспечить более надёжное перемещение по зимнему пути, расставляли в этот день на дорогах "всем миром" вехи из жердей или снопов.
     На смену Прокопу приходила "Катерина-санница", как именовали в народе великомученицу Екатерину, пострадавшую за Христа в III веке. В день её памяти 7 декабря начинался санный извоз и устраивалось Екатерининское гулянье и катание на санях. "Прокоп дорожку прокопает, а Катерина укатает", - гласила народная мудрость.
     9 декабря - день великомученика Георгия Победоносца, покровителя русской земли, государственности и военной мощи страны, а также семьи и детей, помощника в скорби и напастях, истинного защитника христианской веры, покровителя земледельцев, домашнего скота и животных. Его память отмечается дважды - зимой и весной (6 мая).
     Праздник связан с освящением церкви во имя великомученика Георгия 9 декабря 1054 года в Киеве. Этот храм был построен по настоянию великого князя Ярослава Мудрого, принявшего в 988 году при крещении Руси имя Георгия. Греческое имя Георгий означает "земледелец". По странному народному поверью Георгий считается повелителем волков, которые без его разрешения не могут напасть на людей и на скотину. Поэтому не вызывало никакого сомнения такое утверждение: "Что у волка на зубах, то Георгий дал". И понятно, что необходимо было усердно молиться святому, чтобы он не допустил зверя "зарезать животину".
     С "Юрием холодным" (это ещё одно название того же праздника) связано было очень важное событие. Согласно "Судебнику" 1497 года безземельные крестьяне за неделю до и через неделю после Юрьева дня могли свободно переходить от одного помещика к другому. Однако спустя столетие по решению царя Бориса Годунова, а затем по указу от 9 марта 1607 года царя Василия Шуйского крестьяне были окончательно закреплены за их владельцами. Так родилось крепостное право одних и бесправие других. Народ же, реагируя на подобные метаморфозы российской действительности, умел не только горевать, но и смеяться над собой - поэтому и возникла поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!".
     Георгий Победоносец изображён на иконах в тот момент, когда он, сидя на коне, поражает копьём змея, жившего в озере близ Ливанских гор. Образ бесстрашного витязя запечатлён и на гербе Первопрестольной - столицы.
     13 декабря - день памяти святого апостола Андрея Первозванного, названного так потому, что он был первым среди тех, кого призвал Иисус Христос "проповедовать Царствие Божие" (Лука, 9, 2). Совершая уже после смерти и Воскресения Спасителя свой миссионерский подвиг, апостол оказался на русской земле. Поднявшись по Днепру до Киевских гор, он установил крест и произнёс: "На сих горах воссияет благодать Божия и будет град велик и церкви многие". Затем он посетил Новгород и земли варяжские. Свой земной путь святой подвижник закончил в греческом городе Патры, где был распят на кресте в форме Х, который стал называться Андреевским крестом. Изображение этого креста во время царствования Петра I, обращавшегося к святому Андрею как к своему покровителю, появилось в 1699 году на ордене Святого Андрея Первозванного. Косой крест пересекал также белое полотно Андреевского флага на кораблях Российского военно-морского флота.
     В деревнях на Андрея Первозванного девушки гадали, чтобы узнать своего суженого. Происходило это так: во время ужина они старались незаметно для окружающих отломить от каравая небольшой кусочек, а перед сном, спрятав его под подушку, приговаривали: "Суженый ряженый, приходи ко мне кушать!".
     И, конечно, верили, что во сне обязательно должен явиться будущий жених.
     14 декабря (1 декабря по старому стилю), когда окончательно были завершены сельскохозяйственные работы, начинали учить детей грамоте.
     Поскольку этот день совпадал с днём памяти святого Наума - одного из 12-ти ветхозаветных пророков, жившего в VII веке до Рождества Христова, - считалось, что этот святой имеет самое прямое отношение к образованию. Поэтому его именовали в народе Наум-грамотник и обращались к нему в таких выражениях: "Батюшка Наум! Наставь моего сынишку на ум!".
     День памяти пророка Наума был фактически Днём знаний. На Наума непременно служили молебен в церкви, ставили своих чад под "батюшкино" благословение, а затем с хлебом-солью отводили в дом к заранее найденному учителю. При этом существовал обычай: отец, подводя сына к учителю, просил научить дитя грамоте, строго наказывать его побоями за леность, а мать, стоящая несколько в стороне, должна была заливаться слезами и умолять учителя не слишком морить малое дитя грамотой.
     Первый "урок" начинался тут же в присутствии родителей: новоиспечённый ученик отвешивал своему учителю три земных поклона, получая в ответ каждый раз удар плёткой. Удары были, конечно, пока "показательными".
     После этого учитель преподавал ученику урок чтения. Торжественно раскрывался букварь, но после первой буквы "Аз" занятие прекращалось: букварь бережно заворачивали в холстину и ставили за иконы, свято веря в то, что истинная вера и истинное знание ведут человека к Богу.
     На следующий день дети отправлялись к учителю. Каждого ребёнка сопровождала мать, неся для учителя горшок гречневой каши, сваренной специально для того, чтобы тот был подобрее и не очень часто угощал их "дитятко" берёзовой кашей, т. е. розгами.
     17 декабря - день памяти великомученицы Варвары, родившейся в IV веке в знатной семье. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров, отец построил для дочери замок. Созерцая в заточении с высоты башни красоту окружающего мира, Варвара почувствовала огромное желание познать его истинного Творца. Это и привело её к христианству. В житии святой рассказывается о том, как она, брошенная в тюрьму, испытав жестокие страдания, смогла чудесным образом причаститься перед своей смертью из рук явившегося ей Христа. Поэтому она изображается на иконах с Чашей для причастия, а верующие в её лице имеют небесную ходатаицу о даровании причащения Святых Христовых Тайн перед кончиной.
     В житийном образе великомученицы Варвары реальные события переплелись с мифологическими мотивами. Существовала и метеорологическая "привязка", отразившаяся в поговорке: "Пришла Варюха - береги нос и ухо". Другая поговорка напоминала: "Варвара ночи украла, дня притачала". Здесь, вероятно, народ позволял себе ради благозвучия чуть-чуть отойти от астрономической точности или, может быть, верил в особую заботу святой, которая загодя до солнечного равноденствия, наступающего только 22 декабря, каким-то образом могла "прибавить" день.
     Следом за днём памяти святой Варвары 18 декабря отмечался день памяти преподобного Саввы Освященного, а затем, 19 декабря - день памяти Святителя Николая (Николая Чудотворца, Николая Угодника), архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Таким образом, в народном представлении все эти святые имели отношение и к русской земле, и к русской зиме, о чём свидетельствует поговорка: "Варвара мосты мостит, Савва гвозди вострит, Никола прибивает".
     Николай Чудотворец - не просто добрый заступник, но подлинный "мужицкий святой", без устали ходящий по дорогам России и оказывающий помощь добрым людям и тем, кто любит трудиться и живёт по совести. Популярность Николая Угодника столь велика, что множество соборов, монастырей и церквей на Руси освящено в его честь. Во имя Святителя Николая был крещён в 866 году первый русский князь-христианин Аскольд. Святая равноапостольная княгиня Ольга воздвигла в Киеве над его могилой первый в Русской церкви храм Святителя Николая.
     В деревнях день Николы зимнего (Никола вешний отмечается 22 мая) - назывался Никольщиной. Несмотря на то, что 20 декабря наступал день памяти святых Амвросия и Нила и бытовала в связи с этим поговорка: "Амвросий праздник отбросил", Никольщина продолжалась 3-4 дня. Тех, кто отказывался от складчины, изводили насмешками. А о тех, кто переусердствовал, говорили ещё с большей иронией и насмешкой: "Дониколился до сумы", "Что накопил, то прониколил", "Никольскую брагу пьют, а за никольское похмелье бьют".
     25 декабря Церковь отмечает память святителя Спиридона Тримифунтского. В 325 году, принимая участие в I Вселенском соборе, он явил чудо: зажав в руке кирпич, исторг из него огонь и воду, а в руке у него осталась глина. Это наглядно подтвердило догмат о единстве Святой Троицы - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. И неслучайно в день святого Спиридона праздновали победу света над тьмой: солнце, по народному представлению, поворачивает в это время на лето. "После Спиридона-солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет дня", - замечали наши далёкие предки, отложив всякую трудоёмкую работу, чтобы не обидеть святого чудотворца. Можно было делать только лёгкую работу. Например, нарезать вишнёвых веточек, поставить их в горшок (без земли) и каждый день поливать. К Рождеству они должны были расцвести, указывая своими бело-розовыми лепестками и нежным благоуханием на то, что в следующем году на садовые плоды будет хороший урожай.
     В Спиридоньев день в XIV - XVII веках звонарный староста Успенского собора обязательно являлся к царю и докладывал, что "отселе возврат солнцу с зимы на лето, день прибывается, а ночь умаляется". За столь хорошее сообщение царь-государь давал старосте 24 серебряных рубля.
     Однако, когда тот же староста в день летнего солнцеворота (25 июня) сообщал, что день начал умаляться, его не только оставляли без вознаграждения, но даже наказывали, запирая на целые сутки в тёмной келье на Ивановской колокольне.
     Деревенские дети выбегали ранним утром 25 декабря гурьбой за околицу и обращались к выглянувшему солнцу с песней: "Солнышко, повернись! / Красное, разожгись! / Красно солнышко, в дорогу выезжай, / Нас не забывай!". В их обрядовый "репертуар" входило и катание с горы тележного колеса (прообраз солнца). Затем колесо поджигали у проруби с такими словами: "Колесо, гори-катись, / С весной красною вернись!".