Главная     Редакция     Архив     11(27)/2005  
 

Рядом с нами
(«ЗДРАВСТВУЙТЕ,
ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ!»)

Очаг культуры
(СЕМЬЯ)

Интеллект - центр
(ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО)

Фестиваль
(«ВЕРСИЯ МОЛОДЫХ»)

Театр
(СТРОИТЕЛИ ТЕАТРА)

Театр
(«САМА ЖИЗНЬ ХОТЕЛА, ЧТОБЫ БЫЛ ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ»)

Улицы Москвы
(СТОЛЕШНИКИ)

Из истории
(ВСЁ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)

Соотечественники
(ДОМ, ГДЕ ПРОБУЖДАЮТСЯ СЕРДЦА)

Соотечественники
(НИЖНЯЯ РАДИЩЕВСКАЯ, 2)

Культ личностей
(МЕТАМОРФОЗЫ ИВАНА КАЗАНСКОГО)

Культ личностей
(ТВОРЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН ЛАРИСЫ ВАСИЛЬЕВОЙ)

Продолжение традиции
(РОМАНСЫ НЕРОМАНТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ)

Искусство - детям
(ЛИНИЯ, РИТМ, ЦВЕТ)

МЕТАМОРФОЗЫ ИВАНА КАЗАНСКОГО

Надежда БАБУРИНА

Между Большой Якиманкой и Полянкой пролегает маленький по сегодняшним меркам 1-й Спасоналивковский переулок. Здесь в двухэтажном старинном особняке находится Московский Дом скульптора, где в небольших со светлыми стенами и высокими потолками залах, при великолепном освещении одна за другой проходят выставки столичных ваятелей. В этом году дождался своей очереди и член-корреспондент Российской академии художеств Иван Павлович Казанский.

Он широко известен в творческой среде как скульптор, имеющий свой особый рейтинг, свой имидж и своих почитателей. Однако его персональная выставка оказалась несколько неожиданной, ибо была составлена главным образом из живописных и графических абстракций. В их палитре нет кричащих сочетаний, лишь изысканные цветовые гаммы, которые скорее светоносны, чем ярки, и озаряют пространство каким-то торжественно-магическим ореолом.
     Иван Казанский обладает редким даром иллюзорно изображать в плоскости полотен плоскостными же силуэтами бесконечность, которая как бы втягивает в себя взглянувшего на работу, интригует его, давая автору возможность управлять вниманием зрителя, включать его интеллект в процесс познания произведения. Художник предлагает задуматься о смысле жизни, бытия, сознания, прибегнуть к ассоциациям или устремиться в грядущее, в Космос, во Вселенную.
     Фантасмогории Казанского, обладая мощной энергетикой, способны быть посредниками миров и смежных искусств. Во всяком случае беспредметные сочинения Казанского могут стать предметом изысканий в декоративно-прикладном искусстве, например.
     Абстракции, немногочисленные рисунки плюс несколько малых скульптурных фигур составили изящную, современную, насыщенную своеобразием дарования, ошеломляющую трудоёмкостью персоналию. Выставка бесспорно удалась Ивану Павловичу и стала явлением в художественной жизни столицы.
     Но для Казанского наградой, по моему разумению, стало не только признание коллегами успеха одной из ипостасей его творчества. Абстракции являются для художника ещё и своего рода поисками ходов, сценариев для пластических решений. Они развивают пространственное мышление, необходимое для работы с огромными плоскостями стен, с открытой средой, архитектурой, где мастер чаще всего предпочитает трудиться. Им оформлены гостиница в Ростове-на-Дону, здание Академического института в Пущине, музыкальный театр в Якутске, Пермский драматический театр, где на парадном подъезде установлены 24 острохарактерных статуарных скульптурных персонажа из Горького, Погодина, Грибоедова, Сухово-Кобылина, Мольера, Брехта, Софокла...
     Зодчие, приглашающие Казанского работать, прекрасно понимают, что его произведения осмыслят, одухотворят, сформируют художественную среду пространств их строений. Казанский лишил обыденности фасады и приёмные залы многих зданий, в том числе наших посольств во Франции, Мали, Марокко, представительств в Великобритании, Германии. Но "ариаднина нить" Казанского постоянно возвращает его в Москву, в город, где он появился на свет, рос, учился, где к нему не примеряли эпитетов "начинающий", "многообещающий", "подающий надежды". Напротив, сразу после окончания с отличием бывшей Строгановки он был приглашён преподавать на кафедру академической скульптуры того же МВХПУ, где его ждали, пока он не отслужил положенного срока в армии.
     Иван Казанский - художник, настолько широко проявивший себя в разнохарактерности созданных им произведений, что сложно отдать предпочтение в определении главного свойства его дарования. Скорее всего оно и состоит в разноплановости художнических пристрастий. Так, он неоднократно выступал как декоратор и дизайнер. Им созданы, например, аксессуары в Георгиевском зале Кремля, убранство зимних садов в Большом Кремлёвском дворце... Художник много и плодотворно работает в жанре портрета. В Москве Казанским установлены главным образом мемории многих выдающихся его земляков - поэта Марка Лисянского, композитора Анатолия Новикова, актёра Олега Борисова, живописца Сергея Герасимова. Рубеж столетий Иван Казанский ознаменовал созданием рельефа для интерьера нового корпуса ГАБТа "Театральная площадь Москвы в середине XIX века", в очередной раз продемонстрировав свой блестящий декоративный дар, свои изысканные пластические манеры, способность подчинить своей фантазии огромные плоскости стен. В наши дни нелегко найти Казанскому соперника, так же свободно, как он, владеющего этим жанром. Казанский - властелин рельефа, тонкий его стилист, воспевающий красоту и гармонию, романтик и мечтатель. Он управляет стекой с такой же тонкостью, как если бы это был резец гравёра.
     Успех "Театральной площади..." обеспечивается не только высокими эстетическими качествами. Художник заданный ему банальный в общем-то сюжет, который он мог бы представить как простой городской пейзаж, превратил в энциклопедию русского бытия середины XIX столетия. Мастер выстроил свой рассказ как ряд глубоко продуманных и режиссёрски удачно найденных уличных сцен с участием всех сословий с их заботами, разговорами, поездками, встречами, гуляньями. Поистине он алгеброй проверил гармонию своего произведения и окончательно утвердил свой стиль в искусстве скульптуры - современной и в то же время близкой классике.
     Рассуждая о многогранности художественного дарования Ивана Казанского, замечу, что в его произведениях не бывает схематичных решений. Он чрезвычайно взыскателен к своему труду и бережёт своё имя. Позади у него недюжинный художнический опыт, впереди громадьё замыслов. Он наделён ещё и огромным общественным темпераментом. Успешный и предельно занятой человек тратит свою энергию, время, нервы, наконец, на бесчисленные нагрузки. Он является членом Скульптурного совета Комитета по культуре города Москвы, Художественного совета при Главном художнике Москвы. Его заботят дела Московского союза художников (он член правления) как организма, способного отвечать на сложные запросы общества в области изобразительной культуры, и как хранителя высокого уровня мастерства, свойственного русскому искусству. Казанский был и среди тех, чьими усилиями Союз художников, Союз архитекторов при непосредственной поддержке Ю.М.Лужкова создавали на Крымской набережной первый в Москве Музей скульптуры под открытым небом. Этот процесс оказался длительным и далеко не простым. Теперь на месте пустыря вокруг ЦДХ господствует эстетика - огромная экспозиция скульптурных произведений.
     Часть вещей, представленных в этом музее, выполнена в творческих мастерских в Бабушкине. Здесь же многие московские художники работали над скульптурными композициями для воссоздаваемого храма Христа Спасителя. Всё это ещё и ещё раз подтверждает взаимосвязь столичных художников с народом, с Правительством Москвы. Интересы Московского союза художников, в том числе и самого Казанского, выходят далеко за рамки узкопрофессиональных творческих проблем.
     Невольно задаёшься мыслью: что же поддерживает избранный им образ жизни? Думаю, служение великому делу, каковым являются искусство, любовь к родному городу и ответственность. Ответственность гражданина, лидера, которому, избрав Ивана Казанского председателем МСХ, художники и скульпторы Москвы доверили свои судьбы, свои художнические проблемы, с уверенностью полагаясь на его помощь и защиту.