Главная     Редакция     Архив     7-8(59-60)/2008  
 

События
(К ЕДИНЫМ ИСТОКАМ)


Традиции
(ПРАЗДНИК ДЕТСТВА)


Издания
(«СОВРЕМЕННОЕ РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ» / «БРАТИНА»)


Конференции
(КУЛЬТУРА - ЭТО ТОЖЕ НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ)


Конкурсы
(ТВОРЧЕСКАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ)


Конкурсы
(ЖИВОТВОРЯЩЕЕ «ПЕРЫШКО»)


Конкурсы
("ЗОЛОТОЙ ФОРМУЛЯР")

Театр
(СВЕТ ЕЁ ПОЛОТЕН)


Московские адреса
(ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ)


Праздник
(СБОР СЛАДКОЕЖЕК У ТЕАТРА КЛОУНАДЫ)


В округах
(ПО НЕХОЖЕНЫМ ТРОПАМ...)


Память
(КАКАЯ МУЗЫКА БЫЛА!..)


Ваше мнение?
(КЛЮЧИ К РУССКОМУ МИРУ)


Музеи
(ВСТРЕЧА С ПОЭТОМ )

Культ личностей
(АРКАДИЙ АРКАНОВ: "ВАЖНО НЕ ПРОСМЕЯТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ!")

Культ личностей
(КРЫЛАТСКИЕ ХОЛМЫ)

ВСТРЕЧА С ПОЭТОМ

Ольга ЯЦЕНКО

Зачем люди ходят в музеи? Кто-то - из любопытства, кто-то - чтобы потом "блеснуть эрудицией" в разговоре с друзьями, а кто-то (школьники, студенты) -добровольно-принудительно, в составе экскурсионных групп. Но есть особый вид музейных завсегдатаев. Им неважно, кто и что о них подумает. Они возвращаются в полюбившийся музей снова и снова, потому что здесь поселилась их душа...

Мы сегодня направимся в Государственный музей В.В.Маяковского. По его залам нас любезно согласилась проводить директор - Светлана Ефимовна Стрижнева. Светлана Ефимовна с коллективом своих сотрудников являются авторами великолепного путеводителя по музею, написанного ярким, неказённым языком.
     Первое впечатление - удивление. Что это? На фоне чёрных стен - хаотичные композиции из обрезков труб и битых стёкол, похожие на застывшие взрывы. И в эти "взрывы" вплетены экспонаты музея: фотографии, письма, рисунки, личные вещи поэта.
     Побродив по залам, присмотревшись, начинаешь понимать: подобный способ подачи экспозиции имеет право на существование. Такова была эпоха, таковы были изобразительные средства самих футуристов и их увлекающегося, талантливого предводителя В.В.Маяковского. И чем дольше мы бродим по полутёмным залам с наклонными полами, с неожиданно появляющимися тут и там предметами быта первых лет советской власти, рисунками, портретами, тем понятнее становится замысел создателей экспозиции, которая, как волшебная машина времени, переносит нас в ту бурную эпоху, когда жил и творил великий поэт.
      "Я в комнатёнке-лодочке проплыл три тыщи дней..." - эти строки из стихотворения Маяковского точнее всего характеризуют его обитель на Лубянке, что и подметили сотрудники музея, назвав крошечное жилище поэта именно "комнатёнкой-лодочкой". Она, плывущая над закоулками у мрачной Лубянской площади, является единственным оплотом реальности в музее - в этом мире фантазий, мыслей, изменчивых образов. Всё здесь рассчитано не на простую подачу фактов, а на эмоциональное восприятие. И вот уже Ленин хитро щурится, страшный и весёлый, нарисованный и гипсовый.
     А вот забавная фотография: Владимир Маяковский в младенческом возрасте. Маленький мальчик, одетый в девчачье платьице, но с совершенно узнаваемым, суровым выражением лица.
     Юность. Годы учебы в Училище живописи, ваяния и зодчества. Портреты-шаржи на друзей-футуристов. Дерзкая карикатура на великого художника И.Е.Репина: старик со слезящимися глазами. По воспоминаниям К.Чуковского, Репин восхищался этой карикатурой.
     Вот рисунки поэта к "Окнам РОСТА". Их трудно назвать шедеврами изобразительного искусства. Но, яркие, выразительные, лаконичные, они были понятны тем, к кому были обращены: рабочему, крестьянину, обывателю.
     А вот его письма к Лиле Брик, практичной и расчётливой даме, а для него - звезде и богине. Дрожащими от нежности пальцами он выводил на бумаге: "Твой щён" и рисовал смешных трогательных щенков. И это - он, шумный, большой, эпатажный? Он -по меткому выражению Б. Горба, "шуту трона революции"?
     В одном из залов замечаем экскурсионную группу. Экскурсовод, хрупкая женщина, цитирует стихи Маяковского. Её голос немного срывается, она, наверно, в тысячный раз читает наизусть бессмертные строки, и в тысячный раз дрожит её голос. И юные студентки-слушательницы, затаив дыхание, слушают. Ни одного скучающего взгляда. Сегодня у творчества Маяковского стало на два десятка поклонников больше. Наконец, мы направляемся к "жемчужине экспозиции" - мемориальной комнате, где жил и умер Поэт. Чтобы попасть туда, надо карабкаться на 4-й этаж по лестнице, .висящей в пустоте. Чем выше, тем сильнее бьётся сердце. По этой лестнице каждый день поднимался Он и однажды поднялся в последний раз. Светлана Ефимовна объясняет: здесь Маяковский прожил 14 лет, создал многие свои произведения, здесь бывали известные люди... И вот мы стоим в дверях аскетичной клетушки, служившей пристанищем великому Поэту. Первое впечатление - здесь нельзя находиться. Здесь притаилась боль; она вопит из каждого угла, оглушает, сшибает с ног. На жалкий коротенький серый диван невозможно смотреть: это Его смертное ложе...
     А вот и его предсмертное письмо. Обычный размашистый почерк, его рука не дрожала. Будничный тон послания к родным и знакомым людям, последние приветы. "Это не способ (другим не советую)"... И не даёт покоя вопрос: почему?! На него и пытаются ответить создатели экспозиции.
      "Главная тема-триумф и трагедия поэта", - говорит Светлана Ефимовна. Она рассказывает об истории музея. Библиотека-музей В.В.Маяковского была первоначально открыта в Гендриковом переулке. Хорош был музей, но, выходя из него, люди никак не могли понять: почему же Маяковский застрелился? Свет, мрамор и спокойствие неизбежно наводили на мысль, что и в душе у обитателя этого дома было чинно и безмятежно. Да, музей поэта должен быть храмом поэзии. .. но недаром рядом с храмами, как правило, есть кладбища. С 1974 года музей работает в доме, где грянула трагедия, где ушёл из жизни этот суровый человек, где не может быть покоя светлых комнат, как не может быть в обители главы футуристов, объявивших бойкот классическому искусству, "академического" музея.
     В настоящее время работа музея вполне соответствует назначению любого культурно-просветительского учреждения: здесь проводятся лекции, научные конференции, экскурсии. Здесь выступают поэты и барды. Периодически театральная студия "Комедиант" даёт свои спектакли прямо в экспозиции музея: таким образом зритель становится соучастником действа.
     Мы уходили, унося с собой ощущение, что побывали не в музее, а в гостях у "великого скомороха серебряного века". И надеемся, что каждый человек, побывавший здесь, будет возвращаться сюда снова и снова и приведёт сюда же своих детей. Потому что, как верно заметили составители путеводителя по музею, "Маяковский был и остаётся".