Главная     Редакция     Архив     4(44)/2007  
 

Событие
(НА НОВОМ ЭТАПЕ)


Очаги культуры
(РУССКИЙ ПУТЬ)


Очаги культуры
(БИБЛИОТЕКА В НАГАТИНЕ)


Юбилеи
(НЕСКУЧНЫЙ САД НИНЫ ГРЯЗНОВОЙ)


Год ребёнка
(ШКОЛА «СТАРТ» - НАЧАЛО ПУТИ)


Год ребёнка
(ПРЕМЬЕРА В «ТЕАТРЕ ЛУНЫ»)


Московские легенды
(НА ГРАНИ ДВУХ СТОЛЕТИЙ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. АПРЕЛЬ)


Культ личностей
(ПОВЕЛИТЕЛЬ ЗВУКОВ)


Культ личностей
(ГЕОРГИЙ ШАПОШНИКОВ: «ГОТОВЬ БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ!»)


Выставки
(МИНУЯ КОРИДОРЫ БЫТИЯ)


Выставки
(ОПРАВДАННЫЕ ОЖИДАНИЯ)


Искусство
(ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАНРА?)


Искусство
(МУДРОСТЬ МАСТЕРА)


ГЕОРГИЙ ШАПОШНИКОВ: "ГОТОВЬ БУДУЩЕЕ CЕГОДНЯ!"

Валентин НОВИКОВ

Перестроечные и послеперестроечные годы ознаменовались не только процессом сокрушительного развала во всех сферах российской жизни, вызвавшего у большинства людей чувство душевной угнетённости, ощущение бесперспективности существования.

Вопреки всему стали выявляться имена замечательных подвижников, противостоящих своими деяниями массовому унынию, безволию, угрозе, казалось бы, неотвратимого падения России в пропасть, на краю которой она уже стояла. Более того, в общественном сознании всё ощутимее стала утверждаться мысль о том, что грядущее духовное и экономическое оздоровление России должно привести к её возрождению как великой державы. Всё большую уверенность в этой перспективе придавали новые, с невероятным трудом дающиеся свершения на ниве духовной, научной и производственной деятельности. И отрадно, что многие из них были связаны с возрождением святынь в самых разных краях страны. И дело не в масштабе содеянного. Главное - это утверждение всё более крепнущего созидательного духа. И сегодня хотелось бы представить одного из его носителей - человека, наделённого многогранным творческим даром, - Георгия Шапошникова.
     Георгию Фёдоровичу недавно исполнилось 70 лет. Последние 18 из них он отдал возрождению расположенного в селе Арпачево Торжокского района Тверской области храма Казанской иконы Божией Матери, возведённого известным русским архитектором и общественным деятелем Н.А.Львовым в конце XVIII века, роспись которого осуществил его друг, столь же известный деятель русской культуры -живописец и портретист В.И.Боровиковский. Вместе с колокольней храм является ансамблевым памятником архитектуры федерального значения. Но об этой главной заботе Георгия Фёдоровича расскажем несколько позже. А вначале - о нём самом.
     Уроженец Москвы, он ещё до поступления в школу научился читать и писать. И первым читальным залом стал чердак бабушкиного дома с россыпью дореволюционных пожелтевших журналов "Нива" и таких же старых потрёпанных книг. Пережив тяготы военного лихолетья, с 14 лет работал сварщиком на заводе. Но романтический настрой, возникший под влиянием прочитанных книг, повлёк его на освоение целинных земель. Затем была служба в армии. После демобилизации заведовал одним из московских Домов культуры, а потом поступил рабочим сцены во МХАТ имени Горького. Увлечённость искусством вскоре привела его в театральную студию Юрия Александровича Завадского при Театре имени Моссовета.
     - Моими педагогами, - вспоминает Г.Шапошников, - были Николай Дмитриевич Мордвинов, Алексей Анатольевич Консовский, Ростислав Янович Плятт - не только великие драматические актёры, но и блистательные мастера художественного слова, которые дали мне очень много. У них я учился актёрскому мастерству и художественному чтению...
     Неслучайно Г.Шапошников, уже работая в Московском театре юного зрителя в качестве актёра, получив приглашение в Московскую государственную филармонию, избрал другую стезю - концертную деятельность, заслужив на этом поприще титул мастера художественного слова, что давало право выступать с сольными концертами в двух отделениях. А этого добиться было нелегко - требовалось выдержать строгий экзамен, принимаемый специальной комиссией Министерства культуры СССР и получить особое разрешение руководства.
     В репертуар литературно-концертных программ, с которыми он объехал более 500 городов, входили прозаические произведения Л.Толстого, М. Горького, М.Шолохова, В.Вишневского и других классиков, стихи современных молодых поэтов. Наиболее полной передаче содержания и интонационного строя исполнявшихся им произведений способствовала его причастность к музыке: некогда он играл на трубе, и по сей день в его дачном доме в Арпачеве на полке красуются мундштуки от трубы и баритона.
     Г.Шапошников, помимо сценической деятельности, снялся в ряде художественных фильмов. И снимал сам как фотолюбитель, пользуясь простейшей аппаратурой, но тем не менее создавая поражающие художественностью фотообразы. В этом можно убедиться, знакомясь с его недавно изданной книгой "Письма из Арпачева", проиллюстрированной его же необычайно поэтичными фотоработами. В них как бы преломляется ещё одна ипостась творческой личности Г.Шапошникова: он - талантливый живописец. И об этом особая речь.
     - Георгий Фёдорович, в связи с Вашим недавним 70-летием в Торжке была открыта выставка Ваших картин, написанных во время гастрольных поездок по стране. Они подкупают искренностью чувства, духовной наполненностью, высокими живописными достоинствами, а Вы, как говорите, не получали профессионального образования. Впрочем, это не единственный пример... С чего начиналось Ваше увлечение живописью?
     - Когда мне исполнилось 8 лет, мама привела меня в Большой театр, где шла опера Визе "Кармен", сделав таким образом подарок на мой день рождения. Партию Кармен пела незабвенная Вера Александровна Давыдова, народная артистка СССР. Меня восхитило и великолепное оформление спектакля. После этого я так влюбился в оперу, что стал ходить на все оперные спектакли. И билетёрши, заприметив меня, пропускали уже без билета. Вторым увлечением стало посещение Третьяковской галереи, в которой я тоже "прописался", как в Большом театре. Поэтому, когда мне однажды случайно в руки попался этюдник и я масляными красками стал нечто изображать, мне это занятие очень понравилось. Затем уж стал постоянно заниматься таким делом. Что получилось - судить не мне. А поступать в художественное заведение не стремился потому, что чувствовал своё призвание артиста. И переквалифицироваться не было резона...
     В 1988 году, утомлённый перестроечной суетой, Георгий Фёдорович обретает в малолюдном селе Арпачево в 20 км от Торжка "тихую пристань" -небольшой крестьянский дом. "Устал, - напишет он позже в своей книге о том переломном периоде его жизни. - Не могу участвовать в похоронах своей памяти, своих убеждений, своей веры".
     И надо же так случиться, что этот дом оказался напротив утопающей в зарослях бузины, сирени, рябины и берёз полуразрушенной церкви, в которой местный колхоз устроил свалку всякого хлама. "Потолок алтаря сильно закопчён. Видимо, здесь жгли костры, - вспоминает Г. Шапошников. - Трещины по стенам, на полукуполе над входом в церковь. Тучи галок, ворон, голубей и воробьев, запах гнили, плесени и всякой дряни".
     Соприкосновение с поруганной святыней возбудило интерес к ней, к истории всего края, вызвало множество вопросов, ответы на которые он станет получать, когда неожиданно примет решение взяться за восстановление храма и приступить к конкретным делам. В дневниковой записи Георгия Фёдоровича 1989 года засвидетельствовано, с чего начиналась, по разумению многих, неподъёмная работа: "По благословению благочестивого отца Леонида (Новикова) начали уборку мусора из храма. Работаем вдвоём с Валентиной. Мусор выносим носилками". (Валентина Дмитриевна Шапошникова - супруга Георгия Фёдоровича, ответственный работник правления Союза художников России. - Прим. авт.)
     В том же году при храме Казанской иконы Божией Матери был зарегистрирован православный приход, вследствие чего появилась юридическая основа для проведения восстановительных работ и получения первых скромных пожертвований.
     Трудно представить, сколько сил потребовалось затем для очищения храма от мусора; вырубки берёз на куполе, болтаясь на весу с риском сорваться вниз; перелопачивания двухметрового слоя земли, чтобы очистить ступеньки и фундамент храма; разборок дел с разного рода комиссиями, приезжавшими по анонимным письмам некоторых местных жителей; изыскания необходимых материальных средств. "Много в эти годы я открыл для себя грустного и гнусного в окружающих людях. Слишком часто приходилось повторять: "Прости их, Господи". Может быть, за это Господь посылал мне и радость, избавление от недуга (я перенёс обширный инфаркт) и даже дал мне силы увидеть чудо".
     Это чудо свершилось, когда он во второй попытке устанавливал на куполе обнаруженный на церковном кладбище храмовый крест. И с окровавленными пальцами едва не рухнул на землю. Но Господь не попустил... А было это в 1994 году, в день престольного праздника Казанской Божией Матери...
     Наконец, храм принял свой первоначальный величественный облик, и пришла пора приступить к восстановлению его интерьера. Но деньги, обретённые на эту цель, были переведены в Нилову пустынь в связи с предстоящими там юбилейными празднествами. Поэтому работы внутри храма приостановились. И, чтобы не упускать время, было решено заняться обустройством прилегающей к нему территории. А поскольку в стране отмечалось 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, возникла инициатива: в честь этой даты разбить парк вокруг храма. Она получила поддержку ряда организаций и предпринимателей города Торжка, а также главы районной администрации З.В.Кирмасовой, издавшей соответствующее распоряжение, в котором было рекомендовано руководителю сельхозпредприятия, созданного на базе бывшего колхоза имени 1 Мая, Ю.Н. Ловягину отвести под парк участок земли, прилегающий к храму. Но Ловягин категорически отказался это сделать и запретил проведение реставрационных работ, мотивируя это тем, что данная территория предназначена у него для выпаса скота. А на следующий день, вопреки только что выпущенному распоряжению главы администрации, оттуда же последовал запрет на реставрационные работы.
     Вот тут-то и выяснилось, что храм не имеет своей земли и сам является как бы бесхозным. Начался новый этап мытарств по предотвращению угрозы Ловягина пригнать бульдозер и "завалить" храм, причиняющий ему немало беспокойств.
     И 27 января 2006 года было издано распоряжение заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области, которое предписывало заключить этой организации договор безвозмездного пользования с православным приходом церкви Казанской иконы Божией Матери "на объект культурного наследия федерального значения религиозного назначения, именуемый "Ансамбль 1782 - 1791 гг. - церковь Казанская; колокольня", расположенный по адресу: Тверская область, Торжокский район, село Арпачево". Далее устанавливалось, что указанный объект "считать переданным православному приходу с момента вступления в силу настоящего распоряжения".
     Итак, вопрос о безвозмездном пользовании вышеупомянутым объектом был решён. Остался вопрос земельный. В середине марта 2006 года Г.Шапошникову приходит извещение от главы администрации района, что для определения права на безвозмездное пользование земельным участком необходимо представить: пакет учредительных документов на православный приход; договор безвозмездного пользования на известный объект федерального значения; и кадастровый план земельного участка на этот же объект...
     Что касается первых двух документов, они готовы. А по поводу третьего - так в советские времена кадастровые планы на церковные земли не составлялись. И, чтобы получить такой план сегодня, глава районной администрации должен дать распоряжение Земельному отделу о его составлении. Но соответствующего распоряжения на момент написания этой статьи не давалось из-за противодействия опять же Ловягина. А разве памятник федерального значения принадлежит ему?
     И всё это при той благоприятно сложившейся ситуации, когда организации и предприниматели Торжка могут и, главное, хотят оказать необходимое содействие в завершении реставрации храма и его колокольни.
     - Я никогда ничего не прошу для себя. Только для других, - говорит Георгий Фёдорович. - И обидно, что люди, обладающие средствами и желающие искренне помочь в деле, которому я с женой и многими другими неравнодушными к отеческому наследию людьми отдал столько лет, в силу сложившихся обстоятельств лишены возможности сделать это. И если мы совместными усилиями не доведём его до завершения, храм снова придёт в упадок. А кроме того, здесь необъятное количество пустующей, ранее дававшей богатейшие урожаи зерновых и льна земли, которую можно использовать для размещения переселенцев из разных регионов России и территорий бывшего СССР. Эта проблема приобретает сейчас всё большую актуальность. Но как будет складываться в этом крае жизнь, на каких духовных основах - исконных для нас, православных, или инославных, - может во многом зависеть от того, кто сюда будет переселяться. В этой ситуации храм мог бы стать центром притяжения и объединения православного большинства нашего народонаселения. И, думая о возможных перспективах возрождения нашего края, нынешних и предстоящих трудностях, хочу сказать: в будущее надо смотреть с надеждой, но готовить его сегодня...
     Вспоминая о своих встречах и беседах с замечательным русским подвижником Георгием Фёдоровичем Шапошниковым, приобщаясь душой к пережитому им, хочу завершить этот материал словами из его книги, как бы подводящими итоги его бдений:
      "Моя жизнь мало отличалась от жизни моих современников. Мы многим обязаны своим родителям, школе, комсомолу, книге... В нашей жизни было всё - и плохое, и хорошее... Много ненавистников довелось встретить в жизни, но доброжелателей было несравненно больше. Я счастливый человек. Я узнал, что такое дружба, что такое любить и быть любимым. Я узнал, что такое покаяние и всепрощение... Узенькая тропинка привела меня в Божий храм... Слава Тебе, Боже, за всё!".