Главная     Редакция     Архив     3(31)/2006  
 

В округах
(ФУНДАМЕНТ ЗАВТРАШНИХ ДЕЛ)

Библиотеки
(ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ)

Рядом с нами
("СКАЗКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОБРЫМИ")

Рядом с нами
(ВЕРНОСТЬ)

Память
(ЖИВОПИСЕЦ И ИСКУССТВОВЕД)

Возрождение жанра
("ЖИЗНЬ СТЕКЛА")

Московские адреса
(ЯСЕНЕВО)

К Международному дню театра
(ВЕРСАЛЬ НА ЗАЦЕПЕ)

Из истории
(КАК ТЕАТР ПРИШЁЛ НА РУСЬ)

Театр
(ХУДРУК И ЕГО ТЕАТР НА ФОНЕ ЮБИЛЕЯ)

Театр
(ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ АНДРЕЙ СОКОЛОВ)

Увлечения
(ШАХМАТЫ ВЛАДИМИРА ЛАСУНСКОГО)

Культ личностей
(СЕРГЕЙ КОНОВАЛОВ - КОМПОЗИТОР)

Культ личностей
("ЧТОБ НЕ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ МОЙ ЗАКАТ...")

Культ личностей
(ЧАРУЮЩИЙ МИР ЕЛЕНЫ ВОЛКОВОЙ)

ЧАРУЮЩИЙ МИР ЕЛЕНЫ ВОЛКОВОЙ

Станислав ГЛУШНЁВ

Лет пятнадцать назад я познакомился с пожилой художницей необычной судьбы и необыкновенного дарования Еленой Андреевной Волковой.

В небольшой и уютной московской квартире этой простой и сердечной женщины все стены были увешаны оригинальными полотнами, о которых я тогда написал в небольшой заметке как о "волковских видениях". Художница-самородок создавала их в собственной живописной манере, которую искусствоведы относят к жанру наивной живописи.
     Неуёмная фантазия Елены Волковой и неповторимый колорит, проявляющиеся в каждом полотне, позволили ей создать особый чарующий мир цветов, животных, птиц, рыб, деревьев и даже людей в нетрадиционных для нас, зрителей, образах.
     Неслучайно возникло когда-то семантическое понятие "живопись" - живое письмо. Глядя на картины Волковой, невольно испытываешь животворное ощущение, исходящее от них.
     Совсем недавно, перед новым 2006-м годом, по инициативе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Государственного выставочного центра "Росизо" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу (зал № 38) была развернута выставка картин Елены Волковой, приуроченная к её наступившему 90-летию.
     Это культурное событие в жизни столицы стало знаковым фактом подтверждения важности творчества художницы: её имя и её произведения займут достойное место в культурном наследии нашей страны.
     ...Путь к признанию был для Волковой непростым и долгим. Способность к творчеству проявилась у Елены Андреевны в раннем детстве. Она родилась в семье потомственного спасателя на водах Андрея Степановича Пастухова. Он был выходцем из деревни Зачуговки, она располагалась поблизости от городка Чугуева, родины великого живописца Ильи Ефимовича Репина, что стоит на реке Северский Донец.
     Андрей Пастухов с помощниками содержал чугуевские купальни и в летние месяцы следил за безопасностью купавшихся в реке. Купальни славились образцовым порядком. Для развлечения и досуга в распоряжение состоятельных людей предоставлялись расписные лодки. Они скользили с отдыхающими в них людьми по водной глади, соревнуясь в изящности с плававшими по реке стаями гусей, уток и белоснежными лебедями. Но веселье на воде всегда чревато всякими неприятностями: лодки порой переворачивались, а не умеющие плавать взывали о помощи. Немало таких нерадивых гуляк извлёк из воды Андрей Прохоров, получивший за спасение на водах много медалей от властей.
     Приличный заработок позволял Прохорову содержать большую семью, в которой Елена была 7-м, последним и самым одарённым и смышлёным ребенком с неуёмной фантазией.
     Дом Пастухова с обширным садом, огородом и двором с постройками находился на полуострове. С боков его окружали два живописных холма, и, чтобы попасть к Прохоровым, ходокам приходилось добираться через затейливо построенный мостик.
     Всё, что окружало Алёнку, виделось ей в каких-то волшебных, сказочных образах и красках: и пышные яркие цветы, и птицы, и буйное разнотравье, и животные, на которых другие не обращали такого внимания. Лена сызмальства старалась воспроизвести красоту этого мира. Из речной белой глины лепила забавных зверушек, на клочках бумаги, попадавших ей в руки, и кусках фанеры рисовала синькой, алым соком ягод и тёртой травы пёстрые самобытные картинки.
     Ничто из окружающей природы не ускользало от пытливых глазёнок юной рисовальщицы. Научившись шить и вязать, Лена Волкова каждой изготовленной вещице придавала оригинальные черты своей творческой фантазии.
     Детство и юность Елены проходили в трудные годы страны - гражданская война, коллективизация, повальный голод во многих местах Украины.
     Из-за тяжёлой болезни, нагрянувшей на неё, девочке пришлось оставить школу. Грамоту одолевала на дому, пользуясь помощью и учебниками старших братьев и сестёр.
     В 15 лет девушка поступила на курсы счетоводов и стала работать в "Райколхозсоюзе" в Харьковской области. Вскоре она приглянулась весёлому и сердечному парню Николаю Волкову, которого прозвали "кинщиком" за демонстрацию фильмов на кинопередвижке, и вышла за него замуж. Прожили молодые в добром согласии и любви 10 лет, но в 1942 году в жестоких боях под Харьковом Николай погиб, сделав невольно Елену вдовой. Горе не сломило стойкую женщину. Она попала в эвакуацию, работала в госпиталях, освоила профессию портнихи в чугуевской артели "Красный швейник", воспитывала сына Валентина.
     Почти на пороге своего 50-летия Елена Волкова остро ощутила, что не может жить только бытовыми, житейскими интересами без творчества, позывы к которому не покидали её всю прожитую к этому времени жизнь.
     Однажды наступил неожиданный перелом в её бытовом укладе. Сын, овладевший приёмами живописи, любил писать пейзажи. Как-то мать подошла к одной из его незавершённых работ, взяла кисти и попыталась по-своему "переписать" готовый пейзаж. Валентин, обожавший мать, увидев "правку", поначалу вспылил. Потом, постояв в задумчивости перед рисунком, произнёс слова, заставившие сердце матери забиться от радости: "Мама! Чую, что ВАМ (уважительное обращение к матери на Украине. - Прим. автора) очень хочется заниматься живописью. Вот холст, кисти, краски. Будем порознь творить, если ВАШЕЙ душе угодно!".
     Так в родном отцовском чугуевском доме в начале 60-х годов прошлого века Елена Андреевна Волкова вернулась к воплощению своих замыслов, зародившихся у неё в далёком детстве. Сначала стала рисовать на свой манер животных, птиц, рыб, цветы на бумаге, а затем воссоздавать их облик на холстах.
     В 1963 г. харьковский художник Василий Дмитриевич Ермилов, родоначальник украинского авангарда, побывал в гостях у Елены Волковой. С изумлением ознакомился с её полотнами, долго беседовал с самобытной художницей и сказал: "Елена Андреевна! Не глушите свою пробудившуюся страсть к творчеству. Она отмечена у Вас Божьим перстом! Рисуйте, не прислушиваясь ни к чьим советам. Это Ваш стиль, Ваше видение мира. Я покупаю у Вас картину "Фрукты на столе". Прекрасная работа!".
     Через некоторое время из Харькова к Елене Волковой приехали художники нетрадиционной школы Леонид Кузнецов и Вагрич Бахчанян. Коллеги с большой похвалой отозвались о полотнах художницы. Обещали помочь организовать выставки её картин в Чугуеве и Харькове. Но преодолеть догматизм работников "от культуры", которые категорически возражали против демонстрации примитивных, как они считали, волковских полотен, выполненных не "на профессиональном уровне", не смогли.
     А Елена Волкова продолжала упорно работать, создавая одну картину за другой. Вот что позже рассказывала сама художница о своём творческом процессе: "Перед началом работы во мне должны набраться впечатления, возникнуть желание работать. Если в душе не накопилась эта потребность, необходимость, садись-не садись за мольберт, всё равно ничего не получится! Но вдруг в какой-то момент я почувствовала, что душа наполнилась творчеством и оно призывает к себе. Это Господь благословил меня на новые создания. Благословение - это вдохновение. Это когда в душу приходят радость, восторг. Это особое чувство, ни с чем не сравнимое, святое, волшебное. Глаза открываешь и видишь, что ты должна делать, и тогда всё пишется будто само собой".
     Любопытно и начало работы со слов Елены Андреевны: "Стоит мне расположиться перед чистым холстом, сразу вижу то, что должна написать. Как будто я зашла в картину и расписываю всё изнутри... В картине главное для меня - найти форму, очертание, силуэт. Хотя я сразу вижу предмет, требуется много сил, внимания, чтобы найти и придать ему правильную форму... Всё, что есть в картине, должно быть связано между собой. Всё зависит друг от друга. Всё должно мирно жить и дружить. Как и люди на Земле созданы для добра и счастья, так и предметы на картине должны соответствовать каждый другому. Всякий выполняет свою роль, у каждого своё место, свой цвет и характер, своё настроение. Мне не нужна натура. Я помню всё и всех. Когда рисую, представляю в мыслях, каким должен быть тот или иной предмет...".
     Истинное дарование редко предаётся забвению. В 1974 году в Омске, куда переехала жить с семьёй Е.Волкова, состоялось открытие её первой персональной выставки. Безусловно, это событие не оказалось случайным и имело счастливое продолжение. Перед тем с талантливыми картинами волковского "наива" познакомились в Москве. Артист театра им. Вахтангова Д.Н.Журавлёв содействовал знакомству Елены Андреевны с известным искусствоведом М.В.Алпатовым. Этот человек принял горячее участие в судьбе одарённой художницы.
     Год спустя Е.Волкова становится участницей на Всесоюзной выставке самодеятельных художников в Центральном выставочном зале "Манеж".
     Коллеги, друзья, почитатели её таланта с радостью встретили известие о намерении художницы переехать на постоянное жительство из Омска в Москву. Более 20-ти раз гостеприимно распахивались двери московских галерей для произведений Елены Волковой. С её творчеством уже ознакомились почитатели искусства в Германии, Норвегии и Австрии. В изданной в Лондоне (1984 г.) "Всемирной энциклопедии наивной живописи" творчеству Е.Волковой посвящена статья искусствоведа Наталии Шкаровской.
     Я закончил свой короткий рассказ о жизни и творческом пути удивительной русской художницы Елены Волковой. А глядя на репродукции её произведений, читатели сами оценят для себя чарующий мир её замечательных творений.