Главная     Редакция     Архив     2(02)/2003  
 

Наследие
(ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ)

От первого лица
(ПРОБЛЕМА ВЕКА: ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ)

К 60-летию Великой Победы
(НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ)

Музыка
("ИДУТ ПО УЛИЦЕ ОРКЕСТРЫ...")

Исследование
(НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ?)

Персона
(ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: "МОСКВА - МОЯ МУЗА, ГРАЦИЯ И... МАСТЕРСКАЯ")

Конкурс
("ЗОЛОТАЯ КИСТЬ": ГАРМОНИЯ ОБРАЗОВ)

Интервью
(МИР ПО КАДРАМ)

Театр
("КИСЛОРОДНОЕ" ГОЛОДАНИЕ ПО ИВАНУ ВЫРЫПАЕВУ)

Театр
(МНЕНИЕ МЭТРА)

Театр
(МНЕНИЕ КРИТИКА)

Театр
(МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ)

Сцена
("НОРД-ОСТ": ВОЗРОЖДЕНИЕ)

Музыка
(ВЕСНА КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ)

Наследие
("МОСКОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ)

Молодежная культура
("ФЕСТОС" - ЮНЫЙ ЮБИЛЯР)

Музыка
("ЛЕГИОН": "ИГРАЕМ ЧЕСТНУЮ МУЗЫКУ")

Классика
("ПЕТР ВЕЛИКИЙ" - 200 ЛЕТ СПУСТЯ)

Нам песня строить и жить помогает?

В.Н. Иванов - член-корреспондент РАН,

В.К. Сергеев - доктор социологических наук, канд. ист. наук, заслуженный работник культуры России

Аристотель определял досуг как идеальное состояние свободы и интеллектуального просвещения, Музыкальный досуг занимает одно из ведущих мест в жизни каждого человека независимо от его возраста, социального статуса и профессии, Он оказывает большое, иногда решающее воздействие на формирование и развитие личности.

Музыкально-песенные жанры входят в духовный мир человека, формируя его, оздоровляя или, наоборот, вводя в болезненное состояние. Различные стили и направления, песенные тексты беспрепятственно, зачастую неосознанно проникают в душу и сознание. Под воздействием музыки могут совершаться как подвиги, так и дурные поступки.
     На культурную, музыкальную ситуацию в России в целом и в особенности в больших городах, таких как Москва, события последних полутора десятков лет оказали существенное, если не решающее, влияние. Какова ситуация в Москве сегодня? Как развиваются музыкальные жанры, музыкальная жизнь, музыкальное просвещение населения в столице, как влияют музыкальные жанры на формирование личности? И что думают об этом сами москвичи разных возрастов и социального положения? Все это важно знать, разрабатывая и реализуя культурную политику, стратегию и тактику культурного воспитания в повседневной практике столичных работников культуры и искусства.
     С октября 2002 по март 2003 гг. Комитет по культуре Правительства Москвы совместно с Институтом социально-политических исследований РАН провел социологическое исследование на тему «Влияние музыкальных жанров на формирование личности в условиях московского мегаполиса». Оно стало продолжением цикла исследований, посвященных культурной проблематике.
     Музыкальные приоритеты и пристрастия всегда тонко и достоверно отражают состояние государства и общества, настроение масс и личности: оптимизм, пессимизм, депрессию или агрессивность, упадок, застой или подъем. Современный человек, как утверждает экзистенциальная философия, сложен: он одинок, раздерган, противоречив, амбивалентен, он боится ядерной войны, экологической катастрофы, СПИДа, рака, конца Света. И, вслушиваясь в музыку современных композиторов, мы то погружаемся в пучину наших проблем и противоречий, то уходим в мир иллюзий, эйфорию сознания, то попадаем в животворящий, вдыхающий жизненные силы музыкальный оазис.
     Москва — уникальный по своим культурным возможностям город России. И сами москвичи уникальны по своему этническому составу, разнообразию национальных, культурных и музыкальных традиций, культурным и музыкальным пристрастиям. Как жители столицы оценивают ее возможности реализовать их запросы в сфере музыкальной культуры? Более половины участников исследования (52%) считают, что в Москве для этого есть все возможности; почти каждый 5-й (18%) придерживается мнения, что имеющиеся возможности не удовлетворяют в полной мере запросов столичных жителей; примерно каждый 10-й москвич (9,5%) отмечает, что не может удовлетворить свои интересы в сфере музыкальной культуры; 20,5% респондентов затруднились дать определенный ответ.
     Оценивая динамику развития сферы музыкальной культуры в сравнении с советским периодом, 54,6% считают, что возможности выбора музыки по своему вкусу выросли, 9,5% придерживаются мнения, что они остались на прежнем уровне, и только 10,3% думают, что они сократились.
     На вопрос «Может ли музыка, в частности песня, формировать характер?» положительный ответ дали 66% участников опроса и только 12,5% — отрицательный. Развивая, конкретизируя эту тему, мы попытались выяснить мнение респондентов о том, может ли песня учить человека добру или злу, сделать его агрессивным или добрым, научить его любить или ненавидеть. Отвечая на этот вопрос, около 70% столичных жителей признали такую возможность.
     На вопрос о том, какое влияние оказывает современная массовая музыка на человека, ответы распределились следующим образом: на 44,8% опрошенных она оказывает, по их мнению, положительное воздействие; 8,6% отметили, что современная отечественная музыка делает их более культурными; 6,2% — что она помогает им общаться с интересными, глубокими людьми; для 4,2% музыка обогащает знания о мире, своей стране, истории и современности; 7,7% опрошенных отметили, что музыка помогает им увидеть прекрасное в повседневной жизни; 7,6% она помогает выжить в этом сложном, быстро меняющемся мире.
     В то же время у 5,2% современная музыка вызывает ощущение общей депрессии, 4,4% указывают, что она оглупляет, лишает индивидуальности, 7,9% указывают на то, что она отрицает общечеловеческие ценности, провоцирует преступления, агрессию.
     Старшие поколения в основном поддерживают и принимают сложившиеся социокультурные нормы и ценности. Подрастающее поколение, молодежь, стремится в основном к изменениям имеющихся стереотипов, отрицает многие традиционные ценности. Эта ситуация подтверждает необходимость разумного сочетания традиционных и инновационных принципов развития культуры и музыки в интересах государства и личности.
     Воспроизводство и передача культуры, произведений искусства последующим поколениям лежит в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений, преемственности культурных и музыкальных традиций.
     Искусство, музыка должны облагораживать человека, работать над его душой, вести к свету, а не просто облегчать ему жизнь, давая выход эмоциям, переживаниям. Иначе музыка становится просто средством, музыкальной психотехникой.
     Исследования показывают, что на формирование музыкальных предпочтений решающее воздействие оказывают средства массовой информации, в первую очередь телевидение, которое смотрят ежедневно 68,3% молодых москвичей.
     Французский социолог А. Моль отмечает, что с появлением масс-медиа прежнее культурное достояние общества, к сожалению, уступает свои позиции. Высокой культуре все более противостоит массовая культура современного высокотехнологичного общества. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Она не выражает изысканных вкусов или духовных поисков людей, не обладает художественной ценностью, как классическая или народная культура. Одно из ведущих мест в ней занимает «масс-музыка».
     Предпочитая досуг, так или иначе связанный с музыкой (в общей сложности 56,2%), молодежь в отличие от старших поколений наиболее активно «потребляет» более примитивные ее жанры: на молодежных концертах, дискотеках звучит элементарная музыка. Она агрессивна и не только не гармонизирует, не обогащает духовного мира подростков и молодежи, но разрушает психику, формирует искаженное сознание, провоцирует негативные, асоциальные формы поведения.
     Преемственность исторических и культурных традиций — основа и гарантия существования и поступательного развития нации, общества и государства. Музыка способна как объединять людей, так и разобщать их, формируя противоречия между различными социальными и возрастными группами. По результатам наших исследований, оценка молодежи и мнение родителей, старших поколений по вопросам современной культуры, музыки совпадают «часто» лишь в одном случае из 10-ти, совпадают «иногда» в 50% случаев, не совпадают «никогда» в каждой 10-й семье. Тревогу вызывает тот факт, что в каждом 4-м случае эти проблемы вообще «не обсуждаются вместе».
     Как развить интерес большего числа людей к глубокой, классической музыке? Необходимо прежде всего пересмотреть систему детского музыкального воспитания и образования. Требует коренных перемен работа многих музыкальных редакций и программ на телевидении и радио, необходимо изменение репертуарной политики. В качестве положительных примеров можно привести традиционные московские фестивали классической музыки, в которых принимают участие тысячи исполнителей, сотни творческих коллективов разных жанров.
     Ценность классической музыки, эстетическое и духовное значение для человека признают 58% москвичей, отметивших, что классическая музыка — это «сокровищница» мировых музыкальных достижений цивилизации, к которой человек должен постоянно обращаться.
     В последние годы много говорится о том, что для сплочения общества, возрождения России необходима новая, современная национальная идея, способная воодушевить народ, все слои населения для сплочения, духовного единения в деле преобразования страны. Может ли песня, ставшая популярной и любимой всеми, сплотить нацию для возрождения России, стать символом национальной идеи? Значительная часть москвичей дала положительный ответ на этот вопрос.
     Во всех странах «главной песней» их граждан является государственный гимн. С ним знакомятся с самого раннего детства, он сопровождает человека в течение всей его жизни. Известно, как трепетно относятся американцы к гимну США. Он пропагандируется в школах и вузах, звучит в художественных фильмах и на спортивных соревнованиях. А так ли обстоит дело у нас? Знают ли сегодня наши сограждане один из главных символов новой России — Государственный гимн? Как выяснилось в ходе опроса, лишь 26,1% москвичей знают его слова. 73,9% опрошенных признались, что не знают.
     Население такого мегаполиса, как Москва, не является однородным. В условиях мегаполиса происходит взаимопроникновение и обогащение культур, формируется специфический культурный конгломерат. Музыкальное, песенное творчество, различные музыкальные жанры, национальные традиции и новые проявления в этой сфере имеют большое значение. Воздействуя непосредственно на духовную сферу, сознание, эмоции человека, музыка может как тормозить, так и ускорять, оптимизировать становление личности, как гармонизировать, так и создавать кризисные ситуации в ее взаимоотношениях с внешним миром, окружающей средой, между людьми.
     В медицине, биологии, психологии эти процессы давно изучаются. А вот социологи, культурологи да и политики уделяют им недостаточно внимания, не всегда используют огромный энергетический потенциал музыкального творчества. Четкая, научно обоснованная, организационно выверенная, с учетом интересов всех участников процесса государственная политика в этой сфере особенно необходима в наш сложный и динамичный исторический период развития государства и общества.